С действием закона отрицания школьники знакомятся при изучении биогенетического закона. Возникновение жизни и человеческого общества также рассматривается как отрицание физикохимического и биологического, но с сохранением существенно важных процессов, которые занимают побочное, подчиненное положение. Новый ароморфоз в истории развития органического мира рассматривается как отрицание старого таксона с сохранением а новом важнейших черт прежней организации.
Взаимосвязь и обусловленность биологических явлений. Структура, система и их компоненты. Материал курса (борьба за существование, естественный отбор, развитие органического мира, видообразование и вымирание видов, обмен веществ и физиологические процессы в клетке, размножение и онтогенез, механизмы наследственности, основы экологии) убеждает школьников в том, что все процессы и явления живой природы взаимосвязаны и обусловлены. Однако недостаточно констатации этого факта. Необходимо расчленение связей, выявление наиболее существенных, обусловливающих развитие тех или иных процессов. Большую помощь в этом оказывает последовательное проведение в курсе структурно-системных подходов, выявление среди биологических объектов множества элементов (систем) с комплексом связей между ними, образующих целостность. Основными целостными биологическими системами являются организмы, виды, биогеоценозы и биосфера. Для каждой из названных систем характерны определенная структура (пространственно-временная упорядоченность), комплекс связей и отношений между элементами й со средой, отношения иерархической соподчиненности с другими системами.
|
|
Важно показать школьникам специфику каждой системы. Истоки движущих сил развития надо искать во внутренних противоречиях систем, их взаимосвязях, проявляющихся в процессах онтогенеза и эволюции.
Основная проблема отношений между человеком и природой – разумное включение человека в биосферу в качестве ее компонента. Каждое новое достижение технической мысли, цивилизации должно так или иначе совмещаться с биотическим круговоротом. Человек должен не только создавать новые вещества или источники энергии, но и умело уничтожать их после использования с образованием безвредных продуктов. Однако такое включение человека в биосферу происходит далеко не всегда.
Системный подход дает школьникам верную методологическую ориентировку при изучении проблем видообразования, антропогенеза, возникновения жизни, развития биоценозов и биосферы, онтогенеза. Так, организм с новой, ярко выраженной мутацией или новый гибрид не может рассматриваться как вид, ибо не представляет собой систему этого уровня жизни. Ключ к решению проблем антропогенеза – поиски у предков людей зачатков той же системной организации, которая свойственна современному человечеству.
|
|
Возникновение жизни – первичного простейшего биогеоценоза – представляет собой процесс появления первичной живой системы, обладающей способностью к биотическому круговороту веществ.
Случайность и необходимость. Диалектика случайности и необходимости выражается в наследственной изменчивости и естественном отборе. Неадекватность мутаций факторам среды объясняет специфику движущих сил эволюции, нетождественность изменений и приспособлений. Случайность мутаций проявляется в том, что невозможно заранее определить, какой именно ген и в какое время будет подвергаться изменениям, нельзя приписать каждую мутацию определенному мутагену.
Причины случайных явлений не вытекают с необходимостью из внутренних закономерностей развития системы. Так, причины мутаций не вытекают с необходимостью из внутренних причин развития организма. Их следует искать среди закономерностей, свойственных молекулярным явлениям. Вместе с тем, будучи случайными для организма, мутации служат основным материалом для эволюционного процесса, для изменения популяций и видов. Случайность мутаций – необходимое проявление генотипической изменчивости.
Выживание какой-либо особи в ходе естественного отбора представляет собой случайность для организма, но необходимость для эволюции вида. Распределение отцовских и материнских хромосом в мейозе также представляет собой случайность, обусловленную причинами, непосредственно не вытекающими из характера заключенной в них наследственной информации. Вместе с тем мейоз – процесс, необходимый для проявления комбинативной изменчивости, для формирования разнообразия генотипов.
Учебная информация курса общей биологии убеждает школьников в том, что необходимость в биологических явлениях прокладывает себе путь через массу случайностей.
Причина и следствие. Выявление причинно-следственных связей в биологических процессах убеждает школьников в том, что причины развития биосистем не привносятся извне, а лежат в них самих. Так, исходное причинное звено эволюционного процесса связь между внешними воздействиями: мутагенами или внутренними процессами организма (причина) и мутациями (следствие). Генотипические изменения, комбинативная изменчивость служат причиной появления особей с разнообразными фенотипами, что в свою очередь является причиной неравного положения индивидуумов одного вида при удовлетворении жизненных потребностей, это обостряет борьбу за существование между ними и приводит к естественному отбору – причине дивергенции или стабилизации признаков. Дивергенция в случае возникновения биологической изоляции приводит к многообразию видов.
Итак, в эволюционном процессе обнаруживаются все элементы и виды причинно-следственных связей, поэтому неправомерно сводить причины эволюции к активности либо только организмов, либо только среды.
Причины развития и смены биогеоценозов также следует искать во внутренних закономерностях их функционирования, в нарушении соотношения между группами организмов – производителей, потребителей и разрушителей.
Возможность и действительность. Диалектика превращения возможности в действительность раскрывается перед школьниками при изучении эволюционной теории развития органического мира, учения о клетке, основ генетики и селекции, экологии. Изучая естественный отбор, школьники убеждаются в том, что возможность для организма выжить и оставить потомство превращается в действительность при стечении целого ряда случайных обстоятельств, складывающихся в процессе естественного отбора. Возможность появления нового направления эволюции того или иного вида превращается в действительность при таких предпосылках, как многофункциональность, широта нормы реакции, примитивность, универсальность организации, доступность для освоения новых адаптивных зон.
|
|
При изучении антропогенеза важно показать, что наследственный аппарат человека обеспечивает только возможность формирования личности, претворение этой возможности в действительность зависит от условий, воспитания и образования.
Раздел «Основы генетики и селекции» содержит материал для показа роли условий внешней среды в превращении возможностей, заложенных в генотипе организмов, в действительность – их фенотип.
Связь между возможностью и действительностью особенно наглядно выступает при отражении достижений сельского хозяйства. В процессе беседы выявляются возможности различных сортов и пород, степень их продуктивности, устойчивость к неблагоприятным условиям, которые претворяются в действительность лишь при создании комплекса агротехнических условий.