Эволюции и революции, прогресс и регресс в научно-техническом развитии

Эволюция и революция — виды становления. Эволюция и революция — процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития. Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения — это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения — это скачкообразное изменение.

Кстати, эволюционная теория Ламарка и теория катастроф Кювье суть не что иное как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.

Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферных процессов, остаются неорганическими. В них нет процессов развития, нет восхождения от низшего к высшему, как это мы наблюдаем в живой природе.

Становление полноценно лишь при наличии обоих процессов: революции и эволюции. Без революции становление не двигается вперед, не прогрессирует, «топчется на месте», «ходит кругами», повторяя, воспроизводя одни те же формы. Без эволюции становление эфемерно, нежизнеспособно, катастрофично.

Революция решает задачу достижения более высокой ступени становления через рождение нового, небывалого.

Эволюция решает задачу развития, совершенствования и распространения нового, укрепления его позиций на достигнутой ступени лестницы становления. Революция — это переход от более низкой, более простой формы развития к более высокой, более сложной форме. Эволюция — это развитие однажды возникшей формы развития.

Биологическая революция — это возникновение нового вида живого, стоящего на более высокой ступени становления живой природы...

Революция, обновляя действительность, создает условия для дальнейшего эволюционного процесса, т. е. для перехода действительности в возможность.

Эволюция характеризует становление как непрерывный, постепенный процесс, революция — как дискретный, скачкообразный процесс. (Примером скачка в эволюции применительно к человеческому обществу является реформа.)

Диаграмма позволяет также объяснить с категориально-логической точки зрения феномены одноплоскостного развития и феномены регресса, деградации, инволюции. В случае одноплоскостного развития круг взаимоопосредствования не сужается и не расширяется. В случае регресса, деградации, инволюции круг взаимоопосредствования сужается, сжимается вплоть до шагового перехода на ступень ниже, на более низкий уровень развития.

Прогресс и регресс. Существование двух противоположных элементов развития — высшего и низшего — определяет наличие двух противоположных процессов — прогресса и регресса. Прогресс — движение от низшего к высшему, регресс — обратный ему процесс. Прогресс и регресс выступают как две составляющие целостного процесса развития. Прогресс — это появление все более сложных физических систем, химических веществ, видов живого, переход от низших общественно-экономических формаций к высшим. Однако развитие не имеет одностороннего прогрессивно направленного характера, оно включает также и процессы «попятного», регрессивного движения — распада сложных физических систем, диссоциации молекул, появления упрощенных паразитических видов живого, общественной реакции и т. д. Прогресс относителен также в другом смысле: он всегда приводит к утрате и каких-то положительных черт реальности. Так, появление человека представляет собой в целом возникновение более сложной и совершенной, универсальной биологии, однако при этом человеческий организм расплачивается за общий прогресс некоторыми потерями. Прямая походка — отнюдь не самый экономичный способ движения. Она привела также к более трудным, чем у животных, родам и т. д. Относительность прогресса дала повод некоторым философам прошлого и настоящего объявить прогресс, в особенности его революционную форму,.. реакционным! Такие взгляды, основанные на софистике, возникли в последние годы и в нашей стране (монархисты). «Куда вы идете, овцы?»

С позиций научной философии единственно правильный путь разрешения сложнейших и даже драматических проблем человеческого существования — путь прогресса. Так, показано, что остановка общественного развития в соответствии с моделью «нулевого прироста» Медоузов и Форрестера (1970, 1972) отнюдь не спасет человечество от угрозы, связанной с истощением природных ресурсов Земли, а лишь отсрочит гибель на сотню или более лет. Единственный выход из кризиса — путь прогресса, основанного на научном управлении общественным развитием, использованием природных ресурсов Земли и Космоса.

Почему именно прогресс, а не его остановка, стагнация является средством сохранения человечества? Почему выход из тупиков общественного развития в конечном счете всегда связан с прогрессом, усложнением, а не упрощением? Почему вообще возможен прогресс? — Мы далеко не исчерпали эти вопросы и оставляем их для самостоятельных размышлений читателя.

Прогресс и регресс не являются двумя равноправными «формами развития». Механическое чередование прогресса и регресса означало бы «качание» между двумя неизменными состояниями. Материал современной науки показывает, что в конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция. Точнее, развитие — это интегральный прогресс, включающий в себя, в подчиненном виде, регресс. Следует поэтому различать прогресс в узком смысле, собственно прогресс, и в широком смысле, как интегральный прогресс, опосредованный регрессом. Диалектика прогресса и регресса основана на логике закона отрицания отрицания. Рассматривать прогресс и регресс как две равноправные «формы развития» значит мыслить недиалектически.

49. Позитивизм.

Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России —

Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Названные философы относятся к «первому позитивизму». «Второй позитивизм» связан с деятельностью Э. Маха (1838 — 1916) и Р. Авенариуса (1843 — 1896), немецких ученых, называвших свою философию эмпириокритицизмом, а также с деятельностью французского ученого А. Пуанкаре (1854 — 1912).

Идеи позитивизма были подхвачены и преобразованы в трудах Бертрана Рассела (1872 — 1970), Рудольфа Карнапа (1891 — 1970), Мориса Шлика (1882 — 1936), Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др.

Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Программу позитивизма с учетом его эволюции можно представить так:

познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации;

вся прежняя, традиционная философия как доктринерски-догматическая, метафизическая, т. е. направленная на поиски первопричин и субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей, должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками (наука — сама себе философия), либо обзором системы знаний, учением о языке науки;

следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем.

Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:

В противовес субъективному идеализму И. Канта, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы.

Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности.

Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное.

Для позитивизма характерна вера в прогресс.

Основнаые положения:

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно — метода логического анализа»[8].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако Конт не предлагает совсем отказаться от философии, он предлагает «новую философию», которая нужна для разработки общенаучных методов познания, создания системы научного знания.

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Наука не нуждается больше в стоящей над ней философии. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Наука не отвечает на вопрос «почему» и отвечает на вопрос «как».

Основатель позитивизма – Огюст Конт (ввел это понятие в 30 годы 19 века).

Позитивизм пережил несколько периодов:

I историческая форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

Они заложили основные идеи позитивизма:

- гносеологический феноменализм – сведение научных знаний и совокупности чувственных данных, и полное устранение ненаблюдаемого из науки;

- методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

- дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию.

Конт утверждал, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объекта, и отбросить умозрение как средство получения знаний. Утверждения, которые не могут быть проверены на опыте, объявлены ложными. Отсюда – отрицание ценности философских исследований.

Основные идеи Конта («Курс позитивной философии»):

1. Попытка классификации наук. Низшая ступень – наука наиболее абстрактная (математика, астрономия, социология, физика и т.п.)

2. Применил методы естественных наук к анализу общества («Дух позитивной философии»).

3. Конт считает, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт.

4. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

5. Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии стадии:

1 – теологическая (состояние вымысла) – люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога.

Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

- Фетишизм – человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.

- Политеизм – люди облекают первопричины в человеческие образы и измышляют богов.

- Монотеизм – первопричины структурируются, пока не открывается первопричина – Единый Бог.

2 – метафизическая (абстрактная) – попытка построения общей картины бытия, место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа. Это переходный этап.

3 – позитивная (научная, положительная) – единственной формой знания становится научное. Человечество признает относительность (релятивность) познания.

Прогресс знания заключается в переходе от религиозных представлений к абстрактному пониманию природу и затем – к позитивной науке.

Идеи Милля имеют социальную устремленность. Надо методы естествознания применить в социологии.

Много посвятил развитию методов позитивизма. Отрицая дедукцию, преувеличивал роль индукции.

Спенсер видел задачи философии в унификации знания, выявлении общих интересов, лежащих в основе всех наук.

IV историческая форма позитивизма – Поппер, Лакатос, Кун – постпозитивизм – внимание уделяется рациональным методам познания.

Активное обращение к истории науки. Переключение усилий с анализа готового научного знания на изучение его динамики. Отказ от жестких разграничений науки и философии, и вообще установка на отказ от крайностей.

Большое значение имеют проведенные Поппером и его последователями исследования структуры научных революций, разработка методологии программ исследований, роли традиций в развитии науки.

Итак, основная проблема позитимизма – изучается структура науки и ее составляющие, но не рассматривается закономерности и типы её развития. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии, это не продуктивно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: