Научные традиции и научные революции

Проблемы традиций как основной конституционный фактор развития науки впервые были рассмотрены в трудах Томаса Куна. Ему принадлежит мысль о том, что традиции являются условием возможности научного развития. Под традицией (от лат. traditio – передача, предание) понимаются элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция – это выражение всего предыдущего и относительно устойчивого в социальной жизни и культуре. Она включает в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форму закрепления и сохранения социокультурного опыта. Это особый вид поведения, мышления и переживания, оцениваемый положительно или отрицательно, принадлежащий (действительно или мифологически) к культурному наследию социетальной группы; особый вид исторического сознания, преобразующий неоднозначность фактов прошлого в однозначные ценности современного. При этом как умаление роли традиции в общественной жизни, так и превращение ее в основу существующего социума означает неспособность правильного понимания проблемы традиций. Такое понимание зависит от интерпретации их как ценности.

В жизни общества традиции способны выполнять регулятивную роль. Это особенно характерно для так называемого традиционного общества. Просвещение с его верой, основанной на выделении в истории положительного начала (разум, цивилизация, эмансипация), наделяет традиции статусом реального с отрицательным знаком; качествами предрассудка, заблуждения, фанатизма. Традиционализму противостоит понятие «новация». Рационалистическую оценку традиционализм впервые получил в философии Гегеля, четко разделившего вопрос о фактической зависимости настоящего от прошлого. Карл Маркс (1818–1883) рассматривал феномен традиционализма с позиций революционализма и рационализма. Наиболее полное описание понятие традиционализма получило в произведениях Макса Вебера (1864–1920), хотя имеется тенденция рассматривать его концепцию как несводимую двойственность. В современной философии проблемы традиционализма рассматриваются с точки зрения устойчивости, неизменности и возобновляемости структур общественного сознания и социальной практики, а также сохранения их отдельных элементов в современном обществе, в котором доминирует роль искусственного проектирования общественных связей и отношений.

Традиции живут постоянно обновляясь. Однако, несмотря на их способность адаптироваться к инновациям, обретая, таким образом, вторую жизнь, существует вариант, когда традиции будут подавлять инновации, задерживая процесс развития. В этом плане традиции можно рассматривать как первичные и как вторичные. Первичные традиции складываются стихийно и воспроизводятся как фиксированные формы и последовательность действий непосредственно-практически, в подчинении ритуалу и обычаю, фольклорно-мифологическим предписаниям. Вторичные традиции – это результат рефлексивно-рациональной переработки, закрепленный в профессионально создаваемых текстах, сознательно контролируемых нормах поведения. Именно вторичные традиции подвергаются переосмыслению, развитию, обеспечивая социально-культурную преемственность.

Развитиеестествознаниянеявляетсямонотоннымпроцессомколичественногонакоплениязнанийобокружающеммире.Враз-витиинаукивремяотвременивозникаютпереломныеэтапы,кри-зисы,выходнакачественноновыйуровеньзнаний,которыйради-кальноизменяетпрежнеевидениемираиликартинумира.Такиепереломныевисториинаукиэтапыназываютнаучнымиреволю-циями.Научнаяреволюцияестьпроцесскоренного,качественногопереворотазнанийипредставленийомире,вызванныйнаучнымидостижениямииоткрытиями;этокореннаяломкапредставленийостроениимираиположениявнемчеловека,великийповоротвмышлении,переломвразвитиинауки.Приэтомстарое,занимавшеедотехпоргосподствующееположение,заменяетсянановое,анепеределываетсяпостепенношагзаша-гом.Революционныепреобразованиявестествознанииозначаюткоренные,качественныеизменениявконцептуальномсодержа-нииеготеорий,ученийинаучныхдисциплин.Революциисовершаютсялюдьмикакихсознательная,целена-правленнаядеятельность.Вприродетакжепроисходяткоренныеикачественныеизменения,ноздесьониносятстихийныйхарак-тер.Влюбойнаучнойреволюцииможнохронологическивыделитьболееилименеедлительныйисторическийпериод,втечениеко-торогоонапроисходит.Революция,несяразрушениестаромувсамомегофундаменте,приводитикпозитивному–создаетнаместеразрушенногостарогоновое.Этоестественный,закономер-ныйпроцесс.Периодыспокойногоразвитиясменяютсявзрывнойволнойнаучноготворчества.Вэтотпериодпоявляютсябогатоодаренныеличности,которыеподнимаютопределенныеобластизнанийнанебывалуювысоту.Этипериоды,какписализвестныйфранцузскийфизикЛуидеБройль,характеризуютрешающиеэта-пывпрогрессивномразвитиинашихзнаний.Научныереволюцииприводяткизменениюосновнаучногозна-ния,которыескладываютсяизцелогорядаустойчивосвязанныхсистем,ученийипонятий,называемыхпарадигмами.Переходотоднойпарадигмыкдругойсовершаетсяпутемнаучнойреволюции,котораяломаетустаревшуюпарадигмуиоткрываетдорогуквыра-боткеиустановлениюновой.Характерисодержаниесамихнауч-ныхреволюцийизменяютсяпомеретого,какпроисходитобщееразвитиевсегонаучногознания.Онопроходитпоследовательноразличныеступени,переходитотболеенизкихнаболеевысокие,продвигаясьвпередкболееполномураскрытиюпознаваемойис-тины.Каждыйтакойпереходсоднойступенипознаниянадругуюпроисходитввидереволюционногопереворотавнауке.Всякоепознаниеначинаетсясэмпирическойстадии,т.е.сощу-щений,улавливаемыхнепосредственнонашимиорганамичувств.Еесодержаниемслужитживоесозерцаниенаблюдаемыхнамияв-лений.Далееотизучениянепосредственныхявлениймыперехо-димкраскрытиюихсущности,котораяобнаруживаетсяпосред-ствомработынашегоабстрактногомышления.Особенностина-учныхреволюцийобусловленытем,чтосамасущностьвещейиявленийноситмногоступенчатыйхарактер.Переходотод-нойееступеникпоследующейпридвижениивглубьпознаваемойсущностивлечетзасобойкаждыйразкореннуюломкупрежнихнаучныхпредставлений.Cначалалюдипознаваливидимыйдлянихокружающиймир–мирмакровещейимакроявлений(макро-мир).Когдаэтотмирбылдостаточнопознан,людиперешагнули”границу”,отделявшуюмакромиротскрытоговнутринегомик-ромира.Стехпоронидвигаютсявседальшеидальшевглубьмикроявлений.Существуютразличныеклассификациинаучныхреволюцийкакповремениихпроисхождения,такипорешаемымимиза-дачам.Здесьмырассмотримклассификацию,предложеннуюиз-вестнымфилософоместествознанияБ.Кедровым.Онвыделяеттритипанаучныхреволюций.1)НаучныереволюцииIтипа(серединаXIVв.–конецXVIIIв.).Онипривеликразрушениюнаивныхпредставленийомакромире.Нараннейстадиисвоегоразвитиячеловечествоещеневыработалоправильногопредставленияобокружающеммире.Ономыслилонаивноипримитивно:то,чтоявижуиосязаю,иестьсамадействительность.Такойяеевоспринимаюсвоимиорганамичувств.Врезультатевтечениедлительноговремениулюдейскладываласьуверенностьвтом,чтовидимоеиликажуще-есянамиестьсамадействительность.Такоеубеждениепреврати-лосьвбарьернапутикпознаниюистины,которая,какправило,скрываетсяотнепосредственноговзоралюдейзаобманчивойви-димостью.РазрушениеданногобарьерасоставлялозадачуреволюцийIтипа.Каждыйраз,когдатакиереволюциисовершались,прежниенаивныеиошибочныепредставлениякакбы“переворачивались”.Этиреволюциидоказывалинеобходимостьдлянаукикритиче-скогоразума.Такпроисходиловастрономии(XVIв.–открытиеН.Коперникатого,чтопланетыдвижутсявокругСолнца),вме-ханике(XVIIв.–открытияГ.ГалилеяиИ.Ньютона),вхимии(XVIIIв.–учениеА.Лавуазье,установившегосущностьпроцессагорения),апозднее–вбиологии,общественныхнаукахифило-софии.ОткрытиеКоперникомгелиоцентрическойсистемымира,кото-раяпришланасменуПтолемеевскойгеоцентрическойсистеме,считаетсяпервойглобальнойнаучнойреволюциейвисторииче-ловечества.Онапривелакпринципиальноновомумиропонима-нию,котороеисходилоизтого,чтоЗемляоднаизпланет,дви-жущихсявокругСолнцапокруговыморбитам.Коперниквпер-выевысказалоченьважнуюмысльодвижениикакестественномсвойственебесныхиземныхобъектов,подчиненномнекоторымзакономерностямединоймеханики.УчениеКоперникаподрыва-лоопиравшуюсянаидеиАристотелярелигиознуюкартинумира,исходившуюизпризнанияцентральногоположенияЗемли,чтода-валооснованиеобъявлятьнаходящегосянанейчеловекацентромивысшейцельюмироздания.2)НаучныереволюцииIIтипа(втораяполовинаXVIIIв.–XIXв.)привеликпроникновениюидеиразвитиявнаукуомак-ромире.РеволюцииIтипа,разрушаяверуввидимость,всеженедоводилиначатоедоконца.Оставалосьнетронутымубеждение,чтопроцессывмиренеизменныиспоконвеков,чтоониповторя-ютсяводномитомжевечномкруге.Объявлялисьнеизменны-ми,разинавсегдаданнымивновьоткрываемыезаконыприроды,атакжесущностьнаблюдаемыхявлений.Такойвзглядозначалнетолькопризнаниеабсолютнойнеизменностиприроды,ноиеедроблениенаразличныенесвязанныемеждусобойобласти,меж-дукоторымипроводилисьрезкиеграницы.НаучныереволюцииIIтипаразрушаливерувабсолютнуюнеизменностьприроды,вееразделениенаизолированныедруготдругаучастки.Онисовершалисьвкакой-либообласти,какправило,послереволюцииIтипа,являясьеепрямымразвитием.Иногдаонипроисходилиодновременно,нобывало,чтореволюцияIIтипаопережалареволюциюIтипа.СамыепервыенаучныереволюцииIIтипапроизошливастро-номии(XVIIIв.–космологическаягипотезаКанта-Лапласаопро-исхождениисолнечнойсистемы,котораяизвестнакакнебулярнаятеория(небула–туман):изхаосавозникаюттуманности,склон-ныекразвитию,котороеприводитктому,чтовцентретуманностивозникаетзвезда);вхимии(химическаяатомистика,XIXв.).ИздругихреволюцийэтоготипаотметимэволюционнуютеориюЛа-маркавбиологии(XVIIIв.),диалектическуюфилософиюГегеля(XIXв.)идр.(см.:[40].)3)НаучныереволюцииIIIтипа(ХХв.)привеликпроникнове-ниюнаукивобластьмикромира.Вотличиеотпредыдущихре-волюций,которыесовершалисьвобластипознанияявлениймак-ромира,входеновейшейреволюциивестествознаниидиалектикашагзашагомврываласьвобластьпознаниямикромира,вскрываяегосвоеобразиеикачественноеотличие.Вцеломэтиреволюциибылинаправленынато,чтобыразрушитьбарьер,стоящийнапутипознаниямикроявлений,сущностьюкоторогобылаверавкачественнуютождественностьмакро-имикромира.Новей-шаяреволюциявестествознаниипроисходилакакбыдифферен-цированнымобразом:онаразрушалаосновнойбарьер,стоявшиймеждумакро-имикромиром,несразуоднимударом,акакбыпочастям.Онасовершаласьпоэтапно,переходясоднойступенипознанияматериинадругую,вглубьматерии.Современемонаохватилапрактическивсеобластиестествознания,втомчислебиологию,гдеособенноважныепереворотыпроизошливобластигенетики.РеволюцииIIIтипапривеликкрушениюпонятиянеделимо-го,неизменногоатома,ввелиидеюдискретностивфизику,уничтожилиперегородкимеждуразличнымисторонамиобъ-ектовприроды;привеликдинамическоймоделиатома,ксо-зданиюквантовоймеханикиитеорииэлементарныхчастиц.Витогевсеэтиоткрытияпозволили”нарисовать”современнуюестественно-научнуюкартинумира,котораябудетобсуждатьсявпоследующихразделах.РеволюцииIIIтипапривеликкардинальномуизменениюпред-ставленийоматерии,опространствеивремени,причинеислед-ствииит.д.,лежащихвосновенашегомировоззрения,итемса-мымпривеликпересмотрувсейкартинымира.Подчеркнем,чтонаучныереволюциинеотменяютстарыезнания,ониихпреобра-зуют,наполняютновымсодержанием,даютимновуюинтерпрета-цию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: