Наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель- получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания: эмпиризм - научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез; теоретизм исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении; проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос.
Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.
|
|
В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.
Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.
Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.
|
|
Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий. Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.
Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.
Наука — важнейшая форма развития познания. Она является специализированной областью духовного производства, имеет свой инструментарий познания, свои учреждения, опыт и традиции исследовательской деятельности, систему информирования и коммуникации, экспериментальное и лабораторное оборудование и т. д. Научное познание осуществляется на основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в письменной или устной форме, в разнообразных специализированных искусственно созданных знаках и знаковых системах.
Наука - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. М. М. Бахтин (1895-1973), современный русский философ, особо обращает внимание на объективность научного познания: действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины. Данное рассуждение характеризуетобъективность как главнейшую, существенную особенность науки. Но абсолютизировать ее нельзя, поскольку ценности и знание взаимно дополняют друг друга, хотя и являются несовместимыми по своей природе отношениями к миру: познание отвечает на вопрос «Что есть мир?» Ценности отвечают на вопрос «Каким он должен быть?» Науке не чужд ценностный, идеологический, философско-мировоззренческий смысл, она определяется в значительной мере нравственностью ученого, его ответственностью за судьбы мира и человечества.
Среди важнейших особенностей науки выделяются идеалы, нормы, принципы, которыми должен руководствоваться ученый. В совокупности они составляют профессиональную этику ученого, являющуюся результатом осмысления ценности личности ученого и его труда, а также свод предписаний, стандартов, канонов, правил, в которых обобщается опыт научного труда и условия его эффективности. Важнейшее назначение этики ученого обеспечение истинного знания, достигаемого благодаря реализации требований к формам получения и доказательства истинности результатов научного творчества. Согласно закону достаточного основания этика ученого не допускает введение в научный оборот сомнительных, непроверенных, недоказанных, не прошедших жесткую апробацию сведений. Нравственные установки ученого строятся на внутреннем побуждении. Но как любые социальные нормы, нормы научной этики получают подкрепление в соответствующих санкциях.
|
|
Как познавательная деятельность наука определяет цели исследования, средства и методы получения знания, критерии их надежности и эффективности, основания познания, осуществляет демаркацию с другими формами познавательной деятельности. Наука реализует предметный и объективный способ рассмотрения мира. Предметом научного исследования могут быть любые фрагменты природы, общества, включая самого человека, но наука изучает их как объекты,существующие и функционирующие по своим естественным законам. Науке присущи такие качества, как системная организация, обоснованность и доказанность. Тем самым в явной или неявной форме происходит самоопределение науки, создается образ науки с ее типологическими особенностями, а также ее обособление от других форм познавательной деятельности. Место, которое занимает наука в обществе, определяется ее особенностями как формы познавательной деятельности, и теми функциями, которые она выполняет в жизни общества и личности. Чтобы определить роль науки в жизни общества, необходимо учитывать особенности научного познания, отличие науки от других форм познания и характер их взаимоотношений. Наука, конечно, вырабатывает свои рекомендации, определяет нормы, правила, и их обоснование для различных форм деятельности. Но и общество предъявляет науке определенные требования, ставит перед наукой задачи, которые необходимо решать. Поиск путей оптимизации научных исследований, выработка критериев эффективности результатов работы ученых — одна из особенностей науки как особой формы познания.