Представление о сущности и предназначении человека в различных философских учениях

Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования.

Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.

Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могут возникнуть в природе, или, иными словами человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.

Человеческая сущность выражена в «сущностных свойствах» или «сущностных силах человека» (Маркс).

Важнейшими сущностными силами человека является труд, мысль, общение, т.е. социальная связь с себе подобными.

Вторым «ярусом» человеческих сущностных сил выступают способности и потребности.

Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств является коллективность и индивидуальность.

Двумя важными сторонами человеческой сущности являются: родовое и индивидуальное. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов образует человеческое общество.

Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение сознания.

Человек поэтому – производящее и сознающее существо.

Развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.

Смысл существования – одна из важнейших сторон основного вопроса философии.

Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею.

Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

Однако вместе с тем человеческая сущность исторична, получает историческии модификации, проходит сложный процесс исторического развития.

Диалектический материализм раскрывает первый уровень смысла человеческого существования.

Его содержание можно свести к нескольким моментам.

Прежде всего, смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее и т.п.

Смысл заложен в самом человеческом существовании.

Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл.

Смысл человеческого существования, далее, заложен в человеческом творчестве – труде и мысли, в познании и материальном преобразовании мира и самого себя.

Смысл существования состоит в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человеческую сущность.

Будучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существования имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представляет собой движение в свою индивидуальность.

32 Ценности, их роль в жизни общества и человека.
Ценностью является для человека все, что имеет для него опред. значимость, личностный или общ-ный смысл. Аксиология- теория ценностей, изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с соц-ными и культурными факторами и структурой личности, аксиология как особый раздел фил-кого знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на 2 элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом- благо есть реализованная ценность- полезность. Ценностное отношение форм-ся в процессе человеч. деят-ти, где выделяют 3 вида произв-ва: людей, вещей, идей. Первой и основной ценностью является человек во всем многообразии его жизни и деят-ти. Понятие ценности человека- универсальное- определяется его мыслями и поступками. Второй ценностью являются вещи, созданные человеком на протяжении всего историч. пути. Вещественный мир стал второй природой человека и неслучайно ценностное отношение к нему является точным критерием ценности самого человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Духовные ценности- это своеобразных духовный капитал человечества. Духовные=моральные+эстетические. Они являются высшими в системе ценностей. Моральные ценности – соотношение добра и зла. В истории человечества было несколько сменяющихся установок, отражающих системы ценностей: гедонизм (наслаждение как высшее благо; Аристрипп, Эпикур, Гоббс, Локк), аскетизм (идеал как отречение от наслаждений; Диоген), утилитаризм(вся ценность и нравственность в пользе) и т.д. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего интереса человек переживает высшее духовное наслаждение от созерцания гармонии и красоты. Помимо этого особое место занимает представление о правде и справедливости. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция, и идеологические установки которого дискредитируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: