Этические концепции античной философии

(Протагор, Эпикур)

5.1. Протагор (485-415), софист, субъективный идеалист.

Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»).

Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется.

Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»).

Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.

Сторонник этического релятивизма:

«То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается».

Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.

5.2. Эпикур (341-270), афинский философ

сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений.

Автор э тики свободы:

Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека

Основные идеи:

- Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий.

- Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

- Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости;

- Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека;

- Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни.

Эпикуризм – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.

Тема 3. Средневековая философия

Западная Европа (V- XIII века н.э.)

Особенности и основные понятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: