Реализм и номинализм в Средневековой философии

Два направления в схоластике - вели теоретический спор о соотношении категорий и «общее» и «единичное», т.е. о соотношении понятий (т.н. универсалий) и единичных вещей.

Понятие – мысленное выделение и обобщение общих, характерных признаков предметов одного класса (стул, человек, дерево и т.д.).

Категория «общее» - сходные черты и признаки, принадлежащие многим вещам.

Категория «единичное» - отдельный объект, предмет любого класса вещей.

Например: яблоня (единичное) – дерево (общее); Иванов (индивид) – человек.

Реализм (сторонники объективного идеализма, последователи Платона), Ансельм Кентерберийский, 1033-1109 и др.) - понятия созданы Богом, поэтому они существуют реально( т.е. сами по себе), и не зависят от единичных вещей (в духе объективного мира идей Платона)

Номинализм (Иоганн Росцелин, 1050-1125, французский философ-схоласт, теолог)– реально существуют лишь единичные вещи. Понятия же существуют лишь номинально как имена (ноумены), которыми человек называет отдельные вещи.

Реализм Номинализм

.

       
   
 
 


       
 
   


Фома Аквинский (1225-1274): Пытался примирить реализм с номинализмом, говоря о существовании двух разных видах понятий (божественных и человеческих):

1. Понятия, созданные Богом, существуют до реального бытия единичных вещей, и не зависят от них (точка зрения реализма).

2. Понятия, созданные человеком (его разумом). Эти понятия человека, в отличие от божественных, не могут существовать до вещей и не могут их порождать (точка зрения номинализма).

Фактически Ф. Аквинский был сторонником умеренного реализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: