Бердяев Николай Александрович

(1874-1948)

Выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России за границу: Берлин, Франция (с 1924).

В философии - последователь В.С. Соловьева.

Бердяев - философ свободы.

Свобода и творчество (отличие философии от науки)

Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество, а не приспособление. В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней.

4.2. Учение о свободе – главное в его творчестве.

Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой), т.к. она оказывается подчиненной необходимости.

Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека.

Свобода иррациональна, т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает в том Ничто, из которого Бог сотворил мир.

Антропоцентризм (учение о личности)

Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека).

Тема свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных у Бердяева.

Личность есть центр бытия, высшая духовная ценность. Она первичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало.

Она должна противостоять окружающему бытию как воплощению необходимости, причинности, пассивности.

Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет поглотить, поработить личность. Выход – первенство (примат) личности над безличностным (коллективом, родом, классом, обществом).

Поэтому Бердяев категорически отвергал марксизм, поставивший на первое место класс и заслонивший им личность. В марксизме не может идти речи об активности и свободе личности.

Бердяев выделил два основных типа философии и стоял за тот, которым утверждалось: первенство (начало) свободы над бытием, самостоятельность субъекта над миром, динамизм, дуализм, антропологизм.

Существование дуализма (равноправного начала духовного и материального) являлось для Бердяева основным и определяющим (в том числе - дуализм свободы и необходимости, духа и природы, индивидуального и общего).

Русский космизм

Вторая половина XIX века – 1-я половина XX века. Учение русских философов, посвященное проблеме единства человека, Земли и космоса.

Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и другие.

Возник под влиянием развития естествознания и усиления внимания к человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: