(1853-1900)
Выдающийся религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни.
Центральное место в философии Соловьева – идея всеединства (объединения).
3.1. Гносеология Соловьева:
«Теория всеединства» в познании:
Есть три источника познания:
- эмпиризм (опыт);
- рационализм (разум);
- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!
Каждый из них исследует разные стороны бытия.
Поэтому целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии (разума) и религии (интуиции, мистики).
|
3.2. Социальная философия Соловьева:
Теория «вселенской теократии»:
В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство.
|
|
- Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.
- Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).
Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).
Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:
Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.
Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.
Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви.