Упражнения для тренировки внимания

Прежде чем перейти к описанию упражнений для тренировки внимания, хотелось бы напомнить вам, что внимание является общим свойством пси­хики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической дея­тельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно ор­ганизует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его вни­мание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а имен­но на объекте деятельности.

Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психи­ческих процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.

Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности инди­вида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудо­вой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую зна­чимость.

Таблица 9

 
 

Тест для определения объема внимания

Для получения длительного устойчивого внимания необходимо, как мини­мум, учесть два условия. Во-первых, на сосредоточенность и устойчивость внимания влияет ваше общее самочувствие. Так, при значительном перена­пряжении и утомлении отмечается ухудшение устойчивости внимания, пони­жение так называемой помехоустойчивости, вы чаще отвлекаетесь на побоч­ные впечатления, становится труднее длительно удерживать свое внимание на определенном занятии.

Во-вторых, наиболее существенным условием устойчивости внимания яв­ляется возможность раскрывать в том предмете, на котором сосредоточено внимание, новые стороны связи. Там, где содержание предмета не дает осмыс­ления возможности для дальнейшего углубления в него, создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступает рассеянность, вызванная колебаниями внимания. Любое однообразие, монотонность, отсут­ствие новизны в получаемых сведениях способно притупить внимание вос­принимающего информацию.

Предлагая упражнения, выбранные нами из серии психотехнических игр, используемых в спорте, хотелось бы напомнить, что 3 месяца — это мини­мальный срок, в течение которого, аккуратно выполняя упражнения, можно получить положительные результаты. Вот что писала одна из участниц экс­периментальных курсов быстрого чтения: «Никогда не думала, что тренировки внимания так много дадут мне, и не только для чтения. Раньше очень трудно было заставить себя читать нужную мне книгу в течение часа. Постоянно что-нибудь отвлекало. И я сама с удовольствием на эти «отвлечения» откли­калась. Теперь же очень просто, как бы внутренне приказываю себе «ра­ботать, это очень мне нужно». И незаметно для себя увлекаюсь самой рабо­той. Чтение даже неинтересной книги становится вдруг захватывающе инте­ресным. Заметила также, что на службе в конструкторском бюро мне очень просто отключиться от внешнего мира и целиком уйти в выполняемую ра­боту».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: