Мышление и язык. Семантические категории

Правовая реальность является объектом исследования многих гуманитарных наук. Правовое бытие есть всеобщая реальность права и его взаимоотношений в мире социального бытия. Оно включает в себя все многообразие пространственных и временных характеристик правовой действительности, зависимость и особенности взаимодействия права со всеми сферами общества. Сферой правовой реальности является не только сама система правовых норм, но и правосознание, правовая культура, правовые идеи и понятия.

Право изучается различными юридическими дисциплинами (гражданское, административное, уголовное право и т.д.). Каждая из дисциплин рассматривает правовое бытие сквозь призму своего предмета. В то же время все эти дисциплины имеют один и тот же объект — правовое бытие. Согласно гегелевской концепции философская наука о праве, "имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление" (Гегель. Философия права. М., 1990. С. 59). В этом емком определении в скрытом виде содержится целостная логическая концепция Гегеля, суть его философии — диалектический метод. Д.А.Керимов сегодня считает, что "...предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия". (Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 4.)

Диалектика выступает здесь, с одной стороны, в качестве объективного процесса развития правового бытия (становление, существование, изменение права и т.д.), т.е. как его объективная логика, а с другой — как наука о законах, категориях и понятиях развития и саморазвития права. Логика — это логические формы и средства познания объективного процесса развития права. Здесь акцент делается на логике движения мысли в процессе познания сложного и многогранного объекта — правового бытия. Гносеология — это раздел философии права, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта познания правового бытия, возможности познания права, критерии истинности и достоверности знания.

Каждая из них — диалектика, логика и гносеология — выступает не обособленно друг от друга, а в виде моментов, сторон единого целого. В данном случае категории: причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма и другие — не просто общефилософские категории, а категории, в которых отражается "правовая природа вещей", объективная диалектика. Вместе с тем гносеология лишь тогда может стать элементом права, когда она пропитана духом диалектики. Эти положения предостерегают правоведа от отрыва объективной правовой действительности от законов логического мышления. Так преодолевается противоречие между онтологией — учением о правовом бытии, и гносеологией — теорией познания этого бытия.

Используя логико-гносеологический понятийный аппарат, мы осмысливаем сущность права и его генезис. В чем социальная направленность содержания данной науки, цель и смысл познания правового бытия? Прежде всего, в познании истины и, в конечном счете раскрытии "общественного идеала", познании того, какими должны быть разумный, справедливый, правовой общественный строй и соответствующие ему право и государство. Познание общественного идеала — это не конструирование утопической идеи, а стремление создать модель справедливого и гуманного общества.

Логика — при наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.

Мышление человека находится в неразрывной связи с его языком. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для нее средства выражения. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах и о законах мышления.

Язык является знаковой информационной системой, поскольку накопленная информация передается с помощью знаков языка. Знак – это материальный предмет или явление, выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, используемого для приобретения, хранения и переработки информации. Наука, являющаяся общей теорией знаков называется семиотика. Различают языковые и неязыковые знаки. К неязыковым относятся знаки-копии, знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

В обосновании принципов анализа и построения различных языков важное место принадлежит теории семантических категорий. Выражения языка можно разбить на классы таким образом, что замена одного выражения другим из того же класса не делает осмысленный текст бессмысленным, однако замена одного выражения другим при их принадлежности к разным классам превращает осмысленный текст в бессмысленный. Классы таких выражений называются семантическими категориями. Основными из них являются высказывания, имена и функторы.

Высказывание (в двузначной логике) — это предложение, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной. Истина и ложь являются логическими значениями высказывания. Например, логическими значениями высказываний «Земля третья планета от солнца» и «Все реки имеют пресную воду» является истина, а высказываний «Солнце — не звезда» и «5 меньше 3-х» — ложь. Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как они не обладают указанными логическими значениями.

Имя — это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет мысли. Природа предмета, обозначаемого именем, может быть различной: это могут быть вещи, их свойства или отношения к другим вещам, их имена, действия, процессы, научные абстракции и т. д. Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый предмет. Смысл имени – это способ, каким имя обозначает предмет.

Функтор — выражение, которое на основе других выражений, называемых аргументами, образует новое, более сложное осмысленное выражение. Можно выделить самые разные виды функторов — на основании: а) семантической категории выражения, образуемого.с помощью функтора; б) числа аргументов; в) семантической категории аргументов.

Так, функтор «неверно, что» может быть охарактеризован как одноаргументный функтор, с помощью которого образуются высказывания из аргументов — высказываний. Например: «Неверно, что прогноз погоды на сентябрь подтвердился». «Если.., то» — двухаргументный функтор, с помощью которого образуются высказывания из других высказываний. Например: «Если загорается красный сигнал светофора, то движение останавливается». К этому же виду относятся функторы «и», «или», «либо..., либо», «тогда и только тогда, когда» и др. Вместе с функтором «неверно, что» они называются логическими союзами (связками), так как служат для связи и преобразования высказываний и имен.

Среди функторов особое место принадлежит именным функциям, пропозициональным функциям и операторам. Именная функция —это выражение, содержащее переменные и превращающееся в имя при подстановке вместо переменных, соответствующих аргументов. Например: «х меди», «а2», «граница государства п». Эти выражения— именные функции. Они превращаются в имена, если вместо переменных «х», «а», «п» подставить соответственно такие, напр., аргументы: «окись», «2», «Англия». Это именные функции от одного аргумента, есть и от двух и более. Например, «х, у – золотые медалисты олимпиады 2004», заменив х, у – именами Алина Кабаева, Александр Немов, мы получим функцию от двух аргументов.

Пропозициональная функция — это выражение, содержащее переменные и превращающееся в высказывание при подстановке вместо переменных соответствующих аргументов «х самая красивая девушка», «у староста нашей группы» Это выражение превращается в высказывание, если вместо х, у подставлять имена людей. Это одноместные пропозициональные функции. Примером двух и более местных будут: «Если р, то q», «р есть или q или n или к». «Если тело нагреть, то его температура повысится», «Если будет война, то многие мужчины погибнут» - 2-х местная функция. «Нина или глупа или притворяется или хочет ввести всех в заблуждение», «Мальчик или болен или очень слаб или не хочет участвовать в соревнованиях» - пример 3-х местных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: