Для определения устойчивых типов реакций при социально-психологическом взаимодействии мы использовали методику К.Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В исследовании приняли участие 38 студентов 1 курса и 26 студентов – 5 курса дневной и заочной формы обучения специальности «социальная работа». Выборка составила 64 человека, их них 7 мужчин и 57 женщин.
Вариабильность всех показателей находилась в пределах от 0 до 12. Поэтому условно мы выделили следующую шкалу диапазонов распределения: 1 – 3; 4 – 8; 9 – 12. Достоверность результатов осуществлялась статистическим методом Манна-Уитни.T-test for Dependent Samples (new1.sta) Marked differences are significant at p <,05000.
Таблица № 1. Установленные типы поведения в конфликтных ситуациях у студентов 1 курса специальности «социальная работа»
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
Среднее значение | 3,31 | 6,85 | 7,08 | 6,12 | 7,0 |
Высокий уровень (%) | 10,5 | 21,05 | 13,16 | 15,79 | 13,16 |
Средний уровень (%) | 39,47 | 76,32 | 84,21 | 76,32 | 76,32 |
Низкий уровень(%) | 52,63 | 5,26 | 2,63 | 7,89 | 10,53 |
Стандартное отклонение | 1,83 | 1,51 | 1,47 | 1,97 | 2,00 |
Коэффициент корреляции | p< 0,35 | p< 0,0,48 | p< 0,87 | p< 0,66 | p< 0,13 |
В таблице № 1 представлены наиболее устойчивые типы поведения студентов 1 курса при конфликтных ситуациях. Данные свидетельствуют, что меньше всего студенты 1 курса ориентированы на соперничество: наблюдается самое низкое среднее значение равное 3,31. Остальные типы имеют близкие значения: избегание = 6,12; сотрудничество = 6,85; приспособление = 7,0 и компромисс = 7,08. В типах поведения преобладают средний уровень направленности поведения и одинаков: 76,32. Наибольшее число студентов 1 курса: 84,21 % имеют средний уровень реагирования на компромисс в конфликтных ситуациях.
|
|
Таблица № 2. Установленные типы поведения в конфликтных ситуациях у студентов 5 курса специальности «социальная работа»
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
Среднее значение | 3,96 | 6,50 | 7,15 | 6,38 | 6,15 |
Высокий уровень (%) | 3,85 | 15,38 | 15,38 | 19,23 | 15,38 |
Средний уровень (%) | 42,31 | 80,76 | 84,62 | 69,23 | 65,38 |
Низкий уровень(%) | 46,14 | 3,85 | 11,54 | 19,23 | |
Стандартное отклонение | 2,78 | 6,50 | 1,68 | 2,45 | 2,29 |
Коэффициент корреляции | p< 0,35 | p< 0,0,48 | p< 0,87 | p< 0,66 | p< 0,13 |
В таблице № 2 показано, что существенных различий в устойчивых типах поведения студентов 5 курса не обнаружено. Наблюдаются такие же тенденции в направленности поведения в конфликтных ситуациях, что и у студентов 1 курса: низкое среднее значение типа реагирования на соперничество: 3,96 и примерно одинаковые значения остальных реакций: приспособление = 6,15; избегание = 6,38; сотрудничество = 6,50 и компромисс = 7,15. Наибольшее число студентов 5 курса: 84,62 % имеют средний уровень реагирования на компромисс в конфликтных ситуациях. При этом ни один студент не проявил низкого уровня направленности поведения на компромисс.
|
|
Для наглядности сравнения типов поведения, полученные результаты представлены в виде диаграммы № 1.
Диаграмма № 1. Направленность типов поведения студентов 1 и 5 курсов специальности «социальная работа»
Обозначения: по оси OX- 1 – соперничество; 2 – сотрудничество; 3 – компромисс; 5- избегание; 6 – приспособление; светлым- 1 курс; темным – 5 курс. По оси OY- средние значения величин.
Таким образом, у студентов 1 и 5 курсов специальности «социальная работа» наиболее высокие средние значения отмечаются направленности поведения на компромисс; наименьший показатель среднего значения направленности типа поведения на соперничество. В целом, все опрошенные студенты ориентированы на установление компромиссов в межличностном взаимодействии.