У студентов специальности «социальная работа»

Для определения устойчивых типов реакций при социально-психологическом взаимодействии мы использовали методику К.Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В исследовании приняли участие 38 студентов 1 курса и 26 студентов – 5 курса дневной и заочной формы обучения специальности «социальная работа». Выборка составила 64 человека, их них 7 мужчин и 57 женщин.

Вариабильность всех показателей находилась в пределах от 0 до 12. Поэтому условно мы выделили следующую шкалу диапазонов распределения: 1 – 3; 4 – 8; 9 – 12. Достоверность результатов осуществлялась статистическим методом Манна-Уитни.T-test for Dependent Samples (new1.sta) Marked differences are significant at p <,05000.

Таблица № 1. Установленные типы поведения в конфликтных ситуациях у студентов 1 курса специальности «социальная работа»

  Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Среднее значение 3,31 6,85 7,08 6,12 7,0
Высокий уровень (%) 10,5 21,05 13,16 15,79 13,16
Средний уровень (%) 39,47 76,32 84,21 76,32 76,32
Низкий уровень(%) 52,63 5,26 2,63 7,89 10,53
Стандартное отклонение 1,83 1,51 1,47 1,97 2,00
Коэффициент корреляции p< 0,35 p< 0,0,48 p< 0,87 p< 0,66 p< 0,13

В таблице № 1 представлены наиболее устойчивые типы поведения студентов 1 курса при конфликтных ситуациях. Данные свидетельствуют, что меньше всего студенты 1 курса ориентированы на соперничество: наблюдается самое низкое среднее значение равное 3,31. Остальные типы имеют близкие значения: избегание = 6,12; сотрудничество = 6,85; приспособление = 7,0 и компромисс = 7,08. В типах поведения преобладают средний уровень направленности поведения и одинаков: 76,32. Наибольшее число студентов 1 курса: 84,21 % имеют средний уровень реагирования на компромисс в конфликтных ситуациях.

Таблица № 2. Установленные типы поведения в конфликтных ситуациях у студентов 5 курса специальности «социальная работа»

  Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Среднее значение 3,96 6,50 7,15 6,38 6,15
Высокий уровень (%) 3,85 15,38 15,38 19,23 15,38
Средний уровень (%) 42,31 80,76 84,62 69,23 65,38
Низкий уровень(%) 46,14 3,85   11,54 19,23
Стандартное отклонение 2,78 6,50 1,68 2,45 2,29
Коэффициент корреляции p< 0,35 p< 0,0,48 p< 0,87 p< 0,66 p< 0,13

В таблице № 2 показано, что существенных различий в устойчивых типах поведения студентов 5 курса не обнаружено. Наблюдаются такие же тенденции в направленности поведения в конфликтных ситуациях, что и у студентов 1 курса: низкое среднее значение типа реагирования на соперничество: 3,96 и примерно одинаковые значения остальных реакций: приспособление = 6,15; избегание = 6,38; сотрудничество = 6,50 и компромисс = 7,15. Наибольшее число студентов 5 курса: 84,62 % имеют средний уровень реагирования на компромисс в конфликтных ситуациях. При этом ни один студент не проявил низкого уровня направленности поведения на компромисс.

Для наглядности сравнения типов поведения, полученные результаты представлены в виде диаграммы № 1.

Диаграмма № 1. Направленность типов поведения студентов 1 и 5 курсов специальности «социальная работа»

Обозначения: по оси OX- 1 – соперничество; 2 – сотрудничество; 3 – компромисс; 5- избегание; 6 – приспособление; светлым- 1 курс; темным – 5 курс. По оси OY- средние значения величин.

Таким образом, у студентов 1 и 5 курсов специальности «социальная работа» наиболее высокие средние значения отмечаются направленности поведения на компромисс; наименьший показатель среднего значения направленности типа поведения на соперничество. В целом, все опрошенные студенты ориентированы на установление компромиссов в межличностном взаимодействии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: