Характеристика личностных качеств

Для выявления стержневых черт личности, сравнения самооценки эмпатических способностей и установления взаимосвязи между этими показателями мы использовали адаптированный вариант личностного опросника Р.Кеттелла (форма С). С нашей точки зрения, данная методика имеет бесспорное статистически-ориентировочное значение в познании личности, в типологии ее свойств и черт.

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. - третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту. В 70-х годах в СССР была проведена необходимая процедура адаптации и стандартизации данной методики.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16 фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Как пишет Кеттелл, для исследователя при более точной индивидуальной работе предлагаются формы А и В; формы С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой. Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

В настоящем описании методики Кеттелла речь идет о форме С, точнее о ее адаптированном варианте. Адаптация этой формы проводилась с 1972 года в исследовательской группе Э. С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 16-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности. Большинство изучаемых личностных характеристик раскрываются, по мнению автора методики, при ответе на 6 соответствующих вопросов; 7 вопросов предлагаются для фактора MD («адекватность самооценки»), 8 вопросов – для фактора В («интеллект»). Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности». Интерпретация 16-ти первичных факторов абсолютно идентична для всех форм методики Кеттелла.

По итогам 16-ти факторного личностного опросника Р.Кеттелла с помощью стандартизированных таблиц получили сырые результаты в стенах. Считается, что стены 5 и 6 являются средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше), 2,3, 8, 9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними.

Нами обнаружено, что средние показатели личностных факторов находящиеся выше 7 стенов соответствуют факторам «А – замкнутость-общительность» и «L – доверчивость-подозрительность»; больше 6 - факторам «E – подчиненность – доминантность»; «I – жесткость – чувствительность»; «M – практичность – мечтательность»; «O – спокойствие – тревожность» - т.е. эти показатели слегка отклоняются от среднеквадратичного значения.

Средние значения личностных факторов выше 4 и близких к 5 стенам соответствуют факторам «B – интеллект»; «C – эмоциональная нестабильность – эмоциональная устойчивость»; «G – подверженность чувствам – высокая нормативность поведения», т.е. эти значения можно считать средними, нормальными. Студенты проявили адекватную самооценку (MD=5), что свидетельствует об их социальной нормативности, эмоционально значимой ответственности поведения, самоконтроле эмоций.

Из результатов, представленных на рисунке 2.2., видно, что наиболее отличительными характеристиками личности студентов являются черты по факторам «А - общительность», «L – доверчивость-подозрительность», «E – подчиненность - доминантность», «I - жесткость-чувствительность» и «O уверенность в себе - тревожность». Фактор «I» фиксирует развитую способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию других людей.

Рис.1.Средние значения личностных факторов студентов, обучающихся социальной работе

Нормальные (средние) показатели определяются факторами: «B», «C», «G». Сильно отклоняющиеся и крайние случаи отклоняющиеся от среднеквадратичного значения не выявлены.

Содержание рисунка 2.2. обнаруживает, что профиль личности располагается в диапазонах 5 – 6, поэтому можно определить интегральную модель личности студентов, обучающихся социальной работе как практико-мыслительный тип характера, по темпераменту – сангвиники. Поскольку отсутствуют крайнее и сильно отклоняющиеся средние значения факторов, можно говорить об уравновешенности проявления черт личности студентов.

Таким образом, на основании интерпретации факторов, основными социально-психологическими особенностями испытуемых являются: открытость, сдержанность, рассудительность в межличностных контактах, прямолинейность, настороженность, чувство долга и социальной ответственности, практичность, рациональность, направленность на конкретную практическую работу, оперативность, конкретное воображение.

Черты личности, влияющие на уровень развития эмпатических способностей

Для установления взаимосвязи уровня эмпатии и выявленных личностных качеств проведен статистический корреляционный анализ.

Установлена прямолинейная положительная умеренная корреляционная связь (r=0,40) между эмпатическими способностями и факторами B «интеллект» и прямолинейная положительная слабая корреляционная связь (r=0,27) с фактором F «сдержанность-экспрессивность».

Анализ статистических данных позволяет констатировать наличие обратной прямолинейной слабой корреляционной связи (r= -0,26) между уровнем эмпатии и фактором G «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», а также прямолинейной обратной слабой корреляционной связи (r= -0,26) с фактором J «жесткость – чувствительность». Корреляционный анализ позволяет установить не только прямые связи между эмпатией и чертами личности, но косвенные. На рисунке 2.3. отражены корреляционные графы взаимосвязи эмпатии c личностными факторами.

Из рисунка 2.2. видно, что между факторами «B - интеллект» и «A – замкнутость-общительность» установлена прямолинейная прямая умеренная корреляционная связь (r=0,37), а фактор «A» коррелирует с факторами «E – подчиненность-доминантность» (r=0,48), «H – робость-смелость» (r=0,55) и фактором «F – сдержанность - экспрессивность» (r=0,33). В свою очередь фактор «F» прямолинейно умеренно обратно связан с факторами «O – уверенность в себе – тревожность» (r= - 0,31) и «G – подверженность чувствам – высокая нормативность поведения» (r= - 0,32). Между фактором «M – практичность – развитое воображение» и фактором «I – жесткость – чувствительность» установлена прямолинейная прямая слабая корреляционная связь (r= 0,25).

Рис. 2. Корреляционные графы взаимосвязи эмпатии c личностными факторами студентов, обучающихся социальной работе

Таким образом, статистический анализ достоверно подтверждает наличие взаимосвязи между эмпатическими способностями и чертами личности студентов, обучающихся социальной работе: эмпатия на прямую связана с интеллектом, абстрактностью мышления, обучаемостью и чем больше значение эмпатии, тем увеличивется значимость социальных контактов, энергичность, вероятность стать лидером; через опосредованные факторы «A», «E», «N» и «O» возрастает общительность, независимость, уверенность в себе, выше социальная проницательность. Отрицательная прямолинейная свидетельствует о том, что чем выше эмпатические способности, тогда проявляются практичность, жесткость, суровость, реалистичность, несогласие с общественным мнением, безответственность, неорганизованность, небрежность.

Определение типов поведения при социальном взаимодействии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: