1. Используя справочный материал (приложение 9) и данные практического задания заполнить таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
Показатели | Класс условий труда | |||||||||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | ||||||||||
1. Интеллектуальные нагрузки | ||||||||||||
1.1 | Содержание работы | |||||||||||
1.2 | Восприятие сигналов и их оценка | |||||||||||
1.3 | Распределение функции по степени сложности задания | |||||||||||
1.4 | Характер выполняемой работы | |||||||||||
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||||||
2.1 | Длительность сосредоточенного наблюдения | |||||||||||
2.2 | Плотность сигналов за 1 час работы | |||||||||||
2.3 | Число объектов одновременного наблюдения | |||||||||||
2.4 | Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания | |||||||||||
2.5 | Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения | |||||||||||
2.6 | Наблюдение за экраном видеотерминала | |||||||||||
2.7 | Нагрузка на слуховой анализатор | |||||||||||
2.8 | Нагрузка на голосовой аппарат | |||||||||||
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||||||
3.1 | Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. | |||||||||||
3.2 | Степень риска для собственной жизни | |||||||||||
3.3 | Ответственность за безопасность других лиц | |||||||||||
3.4 | Количество конфликтных производственных ситуаций за смену | |||||||||||
4. Монотонность нагрузок | ||||||||||||
4.1 | Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций | |||||||||||
4.2 | Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций | |||||||||||
4.3 | Время активных действий | |||||||||||
4.4 | Монотонность производственной обстановки | |||||||||||
5. Режим работы | ||||||||||||
5.1 | Фактическая продолжительность рабочего дня | |||||||||||
5.2 | Сменность работы | |||||||||||
5.3 | Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность | |||||||||||
Количество показателей в каждом классе | ||||||||||||
Общая оценка напряженности труда | ||||||||||||
2. Необходимо проанализировать каждую характеристику группы и подгруппы в приложении 8 сопоставляя с условием практического задания. После анализа условий, необходимо решить к какому классу условий труда относиться тот или иной фактор напряженности трудового процесса. В таблице 5 напротив каждого фактора и соответствующего класса условий труда ставится знак «+»;
3. По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени;
4. Подсчитывается количество показателей в каждом классе;
5. Определяется общая оценка напряженности труда. При окончательной оценке напряженности труда необходимо руководствоваться следующими условиями:
а) «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу;
б) «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:
- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов
в) «Вредный» (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу (обязательное условие). При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):
- когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.
Труд напряженный 2-й степени (3.2):
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
- когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;
- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;
- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.
В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.
Контрольные вопросы
1. Дайте определения «напряженность труда…»;
2. На какие классы условий труда подразделяется напряженность трудового процесса;
3. По каким показателям оценивается напряженность трудового процесса, дайте им характеристику.