Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1996 г.) и других документах.
В статье 39 Конституции Российской Федерации (1993 г.) оно выражено следующим образом: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Отсюда следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.
В течение жизни каждый человек подвергается различным опасностям, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодолеть указанные обстоятельства самостоятельно потому, что они в значительной степени предопределяются объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью, не зависят от его воли.
|
|
Однако рыночная экономика сама по себе не порождает механизмы социальной защиты населения, так как они требуют значительных материальных затрат и не приносят прямой прибыли. Поэтому задачу создания системы социальной защиты населения выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам и лицам, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют социальным. Оно создает систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и других социальных услуг.
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и др.
Экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, в полной или частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей, стихийными бедствиями, вооруженными конфликтами), в оказании минимальной денежной помощи малоимущим гражданам, а также в предоставлении бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, медицинской и лекарственной помощи).
|
|
Источником финансирования социального обеспечения служат централизованные внебюджетные фонды (которые образуются по территориальному принципу) и средства государственного бюджета. Средства фондов являются государственной собственностью.
Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, источником которой служат чрезмерные различия в уровне жизни населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Из содержания функций социального обеспечения следует, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства. Отношения, которые возникают в связи с выполнением указанных функций, называют отношениями по социальному обеспечению.
Организационно-правовые формы социального обеспечения. Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникли следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
• государственное (обязательное) социальное страхование;
• социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из
федерального бюджета;
• государственная социальная помощь.
Указанные формы (рис. 4.1) отличаются друг от друга по субъектам (кругу обеспечиваемых), источникам финансирования, видам выплат, органам управления.
Государственному социальному страхованию подлежат индивидуальные предприниматели, наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.
Страховыми случаями могут быть: отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и др. Они устанавливаются законом, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, или договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.
Рис. 1. Государственная система социального обеспечения
Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования связано с уплатой страховых взносов. Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами. Пенсионный фонд РФ пока является единственным фондом, в финансировании которого участвуют наемные работники. В остальные фонды взносы вносят только работодатели. Индивидуальные предприниматели платят взносы самостоятельно. Государство выделяет фондам дотации.
Распределение средств фондов находится в ведении органов управления социальным обеспечением (службы занятости, департамента - пенсионного обеспечения, входящих в состав Министерства труда и социального развития РФ). Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ ОМС. Оплату листков нетрудоспособности (больничных), путевок на санаторно-курортное лечение, диетпитания производит администрация юридических лиц, их филиалов и других обособленных структурных подразделений за счет средств территориальных фондов социального страхования.
|
|
Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на социальные выплаты и услуги является обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает особые субъекты, выполняющих важные государственные функции: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.).
В последние годы все более важную роль в системе социального обеспечения играет государственная социальная помощь(поддержка), которая также представляет собой самостоятельную организационную форму социального обеспечения. Право на нее имеют лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не работали, не платили обязательные страховые взносы (например, инвалиды с детства) и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума. Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетов различных уровней, а также федерального и региональных фондов социальной поддержки, образуемых, в основном, за счет бюджетных отчислений. Контингент получателей помощи, ее виды и размеры определяются законами РФ и ее субъектов.
Видами социальной помощи являются:
• социальные пенсии;
• единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам;
• бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви);
• дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
• дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;
• помощь престарелым и инвалидам на дому;
• полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых;
• приюты для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
• дома ночного проживания для бездомных граждан и прочее.
|
|
В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по региональным и муниципальным социальным программам.