double arrow

Социальное обеспечение

Право на социальное обеспечение является одним из основ­ных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ста­тье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1996 г.) и других документах.

В статье 39 Конституции Российской Федерации (1993 г.) оно выражено следующим образом: «1. Каждому гарантируется со­циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалид­ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных слу­чаях, установленных законом». Отсюда следует, что государст­во осуществляет правовое регулирование отношений, возника­ющих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в це­лях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.

В течение жизни каждый человек подвергается различным опасностям, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, при­вести к утрате заработной платы — основного источника средств существования. Во многих случаях человек не может преодо­леть указанные обстоятельства самостоятельно потому, что они в значительной степени предопределяются объективными соци­ально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с про­изводственной деятельностью, не зависят от его воли.

Однако рыночная экономика сама по себе не порождает механизмы социальной защиты населения, так как они требуют значительных материальных затрат и не приносят прямой при­были. Поэтому задачу создания системы социальной защиты населения выполняет государство, достигшее определенной сту­пени социально-экономического развития и осознавшее ее зна­чение для нормального функционирования общества. Государ­ство, обеспечивающее своим гражданам и лицам, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют социальным. Оно созда­ет систему социального обеспечения, участвует в финансирова­нии пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и других со­циальных услуг.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функ­циях: экономической, политической, демографической, реабили­тационной и др.

Экономическая функция заключается в полном или частич­ном замещении заработка или другого источника средств суще­ствования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособно­стью или потерей кормильца, в полной или частичной компен­сации дополнительных расходов, вызванных наступлением оп­ределенных жизненных обстоятельств (например, наличием де­тей, стихийными бедствиями, вооруженными конфликтами), в оказании минимальной денежной помощи малоимущим граж­данам, а также в предоставлении бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, медицинской и лекарственной помощи).

Источником финансирования социального обеспечения слу­жат централизованные внебюджетные фонды (которые обра­зуются по территориальному принципу) и средства государст­венного бюджета. Средства фондов являются государственной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способст­вует ослаблению социальной напряженности в обществе, источ­ником которой служат чрезмерные различия в уровне жизни на­селения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспро­изводство народонаселения, необходимое для нормального раз­вития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на вос­становление общественного статуса инвалидов и других соци­ально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Из содержания функций социального обеспечения следует, что создание государственной системы социального обеспече­ния вызвано объективной необходимостью и самым непосред­ственным образом влияет на дальнейшее развитие государства. Отношения, которые возникают в связи с выполнением указанных функций, называют отношениями по социальному обеспечению.

Организационно-правовые формы социального обеспечения. Государство руководит созданием финансовой базы и органи­зационных структур, необходимых для реализации конституци­онного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникли следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

• государственное (обязательное) социальное страхование;

• социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из
федерального бюджета;

• государственная социальная помощь.

Указанные формы (рис. 4.1) отличаются друг от друга по субъектам (кругу обеспечиваемых), источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Государственному социальному страхованию подлежат ин­дивидуальные предприниматели, наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и др. Они устанавливаются законом, если речь идет о государст­венном (обязательном) социальном страховании, или договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхо­вания.

Рис. 1. Государственная система социального обеспечения

Право на получение выплат за счет средств государственно­го социального страхования связано с уплатой страховых взно­сов. Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами. Пенсионный фонд РФ пока является единственным фондом, в финансировании которого участвуют наемные работники. В остальные фонды взносы вносят только работодатели. Индивидуальные предприниматели платят взносы самостоятель­но. Государство выделяет фондам дотации.

Распределение средств фондов находится в ведении органов управления социальным обеспечением (службы занятости, де­партамента - пенсионного обеспечения, входящих в состав Ми­нистерства труда и социального развития РФ). Фонды обяза­тельного медицинского страхования (ОМС) оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ ОМС. Оплату листков нетрудо­способности (больничных), путевок на санаторно-курортное ле­чение, диетпитания производит администрация юридических лиц, их филиалов и других обособленных структурных подраз­делений за счет средств территориальных фондов социального страхования.

Другой организационной формой осуществления конститу­ционного права каждого на социальные выплаты и услуги яв­ляется обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает особые субъекты, выполняющих важные государственные функции: государственных слу­жащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие катего­рии граждан с учетом специфического характера их деятельно­сти. Назначение выплат входит в компетенцию соответствую­щих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.).

В последние годы все более важную роль в системе соци­ального обеспечения играет государственная социальная помощь(поддержка), которая также представляет собой самостоятельную организационную форму социального обеспечения. Право на нее имеют лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не работали, не платили обяза­тельные страховые взносы (например, инвалиды с детства) и не имеют средств существования в объеме прожиточного ми­нимума. Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетов различных уровней, а также федерального и региональных фондов социальной поддержки, образуемых, в основном, за счет бюджетных отчислений. Контингент полу­чателей помощи, ее виды и размеры определяются законами РФ и ее субъектов.

Видами социальной помощи являются:

• социальные пенсии;

• единовременные пособия беженцам и вынужденным пе­реселенцам;

• бесплатное предоставление предметов первой необходи­мости (продуктов питания, одежды, обуви);

• дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

• дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;

• помощь престарелым и инвалидам на дому;

• полустационарное и стационарное обслуживание инвали­дов и престарелых;

• приюты для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

• дома ночного проживания для бездомных граждан и про­чее.

В последнее время начинают развиваться и локальные фор­мы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, вы­деляемых по региональным и муниципальным социальным про­граммам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: