Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета, фирмы и государства. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием, в том числе с использованием предельных величин. Определение оптимального соотношения затрат и результатов. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли. Работа с источниками по экономической теории.
Опыт
Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности юношеского возраста, оценки эффективности собственных экономических действий, рационального поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи и гражданина. Формирование опыта экономической деятельности в учебных фирмах и ситуациях.
Требования к уровню подготовки выпускника старшей школы профильного обучения (модуль «Экономика»)
Проект
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на профильном уровне в старшей школе выпускник должен:
Знать и понимать:
особенности рынка труда, случаи несостоятельности рынка, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, внутренние и внешние источники финансирования фирмы, виды ценных бумаг, факторы производства и факторные доходы, экономические системы, деятельность предпринимателя, рыночные структуры, естественную монополию, переменные и постоянные затраты, ВВП и ВНП, инфляцию, безработных и незанятых, фрикционную, структурную и циклическую безработицу, основные статьи госбюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, экономический рост и развитие, управление акционерным обществом, влияние мер протекционизма и политики свободной торговли на национальные товарные рынки.
|
|
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
объяснять: выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму; причины инфляции; кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции; причины неравенства доходов; действие рыночного механизма; регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен; роль ценных бумаг как инструмента инвестирования; причины различий в производительности и оплате труда; роль профсоюзов в экономике; последствия мер, предпринимаемых государством для покрытия дефицита государственного бюджета; выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей; кому выгодно повышать (понижать) курс национальной валюты;
приводить примеры: экономических и свободных благ, взаимодействия товарных рынков, общественных благ, примеры этического поведения предпринимателя, регрессивных и прогрессивных налогов, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли.
|
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для вычисления на условных примерах альтернативных затрат, кривых производственных возможностей, изменений спроса (предложения) в зависимости от изменений формирующих его факторов, бухгалтерских и экономических затрат и прибыли, производительности труда, валовой и чистой прибыли, предельных величин для решения задач на максимум прибыли, реального и номинального ВВП, темпа экономического роста, темпа инфляции, индекса роста цен, уровня безработицы, средней и предельной налоговой ставки; для иллюстрации графически: изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения, изменения цен, спроса и предложения при условиях изменений на рынках факторов производства, товаров-заменителей и сопутствующих товаров.
Проект стандарта позволяет учащимся усваивать экономическое образование на всех ступенях обучения, обеспечивает эквивалентность базового экономического образования в условиях разнообразия программ и типов школ, повышает объективность экономических знаний и умений учащихся, улучшает качество учебно-методического обеспечения уроков, повышает квалификацию педагогических кадров.
С другим проектом образовательных стандартов по экономике, разработанным группой в составе В.С.Автономова, Л.Л.Любимова, Б.И.Мишина, Т.А.Протасевича и др., можно ознакомиться в справочно-методическом пособии «Настольная книга учителя экономики», АСТ-Астрель, Москва, 2003, с.112- 124.
Теоретические вопросы
1. Что входит в понятия государственное и негосударственное образование?
2. Назовите факторы, определяющие содержание образования и дайте к ним комментарии.
3. Перечислите функции реализации государственного образования.
4. Какова система требований к отбору содержания по предмету «Экономика»?
5. Каковы условия качественной реализации содержания образования?
6. Какое значение имеет Государственный стандарт образования в функционировании педагогической системы?
7. Какие функции выполняет Государственный стандарт образования?
8. Перечислите содержательные линии Государственного стандарта образования по экономике.
Практические задания
1. Найдите место предмета «Экономика» в Базисном учебном плане.
2. Изучите учебный план школы, определите в нем инвариантную и вариативную части.
3. Составьте собственный учебный план для учебного заведения и обоснуйте его актуальность.
Дополнительная литература
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Гребенюк, О.С. Теория обучения [Текст]: учеб. для студ. высш.учеб.заведений / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
3. Настольная книга учителя экономики [Текст]: справочно-методическое пособие / под ред. Б.И.Мишина. -М.: АСТРЕЛЬ, 2003.- 494 с.
4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования [Текст]: // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2004.