Особенности развития и познания младших школьников

Младший школьный возраст учащихся связан с обучением детей в начальной школе. В этот период заканчивается окостенение черепа головы, костей таза и позвоночника, бурно развиваются конечности. Физические перегрузки могут привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

В этот возрастной период у детей увеличивается масса мышц, развивается сила, дети 7 лет могут поднять вес правой рукой от 9 до 12 кг, а в 9 лет - от 16 до 19 кг. Повышение мышечной силы способствует развитию двигательного аппарата, поэтому младшие школьники очень подвижны, но быстро утомляются. Они много бегают, прыгают и не умеют долго находиться в одной позе. Во время занятий нужно проводить физкультурные паузы, проветривание помещения, кроме того, заботиться о полноценном питании, организации экскурсий на природу, проведением игр на свежем воздухе.

Для поддержания физического здоровья детей в этом возрасте проводятся регулярные медицинские осмотры, где контролируется вес детей, их слух и зрение.

Психическое развитие детей этого возраста также должно находиться под постоянным наблюдением педагога. В этот период интенсивно развивается головной мозг и почти достигает веса мозга взрослого человека. Особенно быстро развиваются его лобные доли, что позволяет детям формировать контроль над своим поведением и волевыми чувствами. Происходят сдвиги в процессах возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения остаются преобладающими.

Учитывая совершенствование нервно-психической деятельности детей, педагог должен строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы шло интенсивное умственное развитие детей. В первую очередь важно совершенствовать психические процессы, связанные с познанием окружающего мира через развитие ощущения и восприятия.

Интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это способствует освоению теоретических понятий по математике и языкам, развитию аналитико-синтетического мышление, умению разделять целое на части, выделять существенные и менее существенные признаки предметов и явлений, делать выводы и обобщения, формулировать правила и т.д.

При правильно организованном обучении развивается механическая память, что способствует быстрому осмыслению и запоминанию изучаемого материала, но только с включением аналитико-познавательной деятельности, которую организует педагог, побуждая учащихся к глубокому осмыслению знаний и включению логической памяти.

Преобладание непроизвольного запоминания детей необходимо сочетать с произвольным запоминанием, которое достигается педагогом с использованием различных методов, приемов обучения, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Содержание предмета усваивается легче, если обучение строится с использованием игры. Ученики понимают значимость производительного труда, развитость трудовых навыков и умений, поэтому они активно включаются в игру по формированию трудовых навыков и проявляют устойчивый интерес к общественной жизни.

Нравственное развитие учащихся также совершенствуется, они хорошо знают, что нельзя делать, понимают строгие указания, видят недочеты в поведении сверстников, но свои неправильные поступки пока не умеют анализировать. Саморазвитие и самосовершенствование в этом возрасте находится на стадии формирования.

Личность учителя, родителей, воспитателей играет весьма важную роль в жизни этих детей. От слаженности действии педагога и родителей зависит успех в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: