Дидактическая система методов обучения

В педагогической деятельности учитель использует различные методы обучения. Наиболее частыми при объяснении нового материала применяются словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция.

Рассказ – это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем изучаемого материала с активизацией познавательной деятельности учащихся. Используется при изложении нового материала, который носит описательный характер.

Виды рассказа:

По способу мышления:

· Индуктивный (на основе фактов делается обобщение).

· Дедуктивный (общие положения подтверждаются конкретными сведениями).

По дидактическим целям:

· рассказ – вступление,

· рассказ – изложение;

· рассказ – заключение.

По характеру изложения материала:

· рассказ-повествование, где идет сообщение новых сведений;

· рассказ-описание применяется, когда объяснение направленно на образное представление предмета, явления;

· рассказ-характеристика, где заостряется внимание учащихся на характеристике экономических понятий и закономерностей;

· рассказ-объяснение, где изучаются сущности явлений, выявляются причинно-следственные связи, закономерности;

· рассказ-рассуждение, где идет последовательное развитие положений и доказательств с обязательными выводами.

Главная цель рассказа как метода – целенаправленная и целостная передача учебной информации.

Условия эффективности рассказа:

1. Четкий план.

2. Последовательность раскрытия темы.

3. Удачный подбор примеров.

4. Применение наглядности.

5. Эмоциональное изложение материала.

Беседа – это диалогический метод объяснения нового материала.

Этот метод чаще применяется тогда, когда изучается сравнительно несложная тема, по которой у учащихся имеются определенные знания.

Во время беседы учитель задает проблемные вопросы, которыми подводит учащихся к пониманию главных и существенных проблем темы, и учащиеся сами формулируют основные выводы.

Виды беседы:

По дидактическим целям:

· вводная, которая систематизирует и обобщает знания учащихся, делает знания актуальными, стимулирует интерес к изучению нового материала;

· сообщающая, которая знакомит учащихся с новыми сведениями, конкретизирует и расширяет имеющиеся знания;

· повторительно-обобщающая, которая закрепляет полученные знания, систематизирует их и устанавливает связи с последующим материалом;

· контрольно-корректирующая используется для уточнения и дополнения знаний учащихся.

По характеру познавательной деятельности учащихся:

· репродуктивная (воспроизведение знаний);

· поисковая (использование проблемных вопросов, задания на сравнение, доказательство, выявление причинно-следственных связей, альтернативное решение проблем и т.д.).

По способу мышления:

· индуктивная (суммирование знаний о явлениях, фактах, закономерностях);

· дедуктивная (конкретизация экономических явлений и закономерностей через примеры).

По форме проведения:

· катехизическая (вопрос-ответ);

· сократическая (предполагает размышления);

· развернутая (эвристическая).

На урок-беседу отводится большая часть урока.

Приемы изложения нового материала методом беседы:

1. Постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны освоить учащиеся.

2. Изложение материала учителем с применением вопросов, иллюстраций для активизации мыслительной деятельности учащихся.

3. Обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Достоинства беседы:

- активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;

- развивает речь, память, мышление;

- помогает установить обратную связь;

- способствует контролю знаний учащихся.

Вместе с тем беседы имеют недостатки:

- требуют большого количества времени на их проведение;

- предполагают определенный запас знаний учащихся для понимания нового материала;

- не формируют практических умений и навыков.

Лекция – устное изложение учебного предмета или темы, а также запись этого изложения.

Школьная лекция целесообразна при изложении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим материалом, может использоваться в завершении изучения темы, при сообщении о практическом применении изученных закономерностей, при изложении материала проблемного характера, при изучении тем с применением межпредметных связей.

Разновидности учебных лекций:

1.Проблемная лекция. Главная цель таких лекций - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2.Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в виде рисунков, графиков, схем. Визуализация рассматривается как способ передачи информации с помощью различных знаковых систем.

3.Лекция вдвоем. Это работа двух учителей, читающих лекцию по одной и той же теме. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4.Лекция-пресс-конференция. Содержание определяется по запросу учащихся с привлечением нескольких учителей.

5.Лекция-консультация. На лекцию приглашается специалист по отдельным вопросам, который активизирует внимание школьников на вопросах, которыми в совершенстве владеет читающий лекцию.

6.Лекция-провокация. Такая лекция формирует у учащихся умение оперативно анализировать получаемую информацию и оценивать ее.

7.Лекция-диалог. Содержание изучаемого материала подается через серию вопросов, на которые ученик отвечает в ходе лекции.

8.Лекция с применением игровых методов. Это может быть метод мозговой атаки, методы конкретных ситуаций.

Условия эффективного проведения лекции:

- четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции;

- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого их них;

- логичность связей при переходе к следующему разделу;

- доступность, ясность излагаемого материала;

- использование разнообразных средств наглядности, в том числе технических средств наглядности;

- обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

- итоговая беседа по теме лекции.

Использование разнообразных методов при объяснении нового материала способствует приобщению учащихся к разновидностям общения, что не только помогает приращению знаний, но и развивает коммуникативные способности детей.

Теоретические вопросы

1. Что такое метод?

2. Дайте определение метода обучения.

3. Что влияет на выбор методов обучения?

4. Раскройте различные подходы к классификации методов обучения?

5. Что такое прием обучения?

6. Как взаимосвязаны методы и приемы обучения?

7. Почему методы и приемы постоянно совершенствуются?

8. Каковы условия эффективности объяснения нового материала методом рассказа.

9. Каковы условия эффективности объяснения нового материала методом беседы.

10. Каковы условия эффективности объяснения нового материала методом лекции.

Практические задания

1. Группе методов обучения слева подберите соответствующие понятия справа:

Метод обучения Определения
1. РАССКАЗ А) Метод обучения, когда учитель сравнительно продолжительное время устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся
2. ЛЕКЦИЯ Б) Метод обучения путем постановки вопросов, побуждающих учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления
3. БЕСЕДА В) Метод последовательно сообщающего изложения материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся

Ответ: 1-______; 2 - _________; 3 -_______.

2. Предложите свой вариант использования методов обучения при формировании знаний учащихся по теме «Деньги и их роль в жизни общества».

Дополнительная литература

1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе [Текст]: учебник /Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1985.-208 с.

2. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: Кн.для учителя / под ред. В.А.Онищука.- К.: Рад.шк., 1987.- 351 с.

3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]: учебник / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

4. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст]: учебник / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / под ред. С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», -2000. - 512 с.

6. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: уч. для вузов/ А.В.Хуторской. - Питер, 2001. - 536 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: