Классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует, но различные подходы к разделению методов обучения можно представить следующим образом

Единой классификации методов обучения не существует, но различные подходы к разделению методов обучения можно представить следующим образом:

По способу передачи и восприятия учебной информации (С.И.Перовский, Е.Я.Голант):

1. Словесные: рассказ, лекция, беседа, объяснение.

2.Наглядные: иллюстрация, демонстрация, опыты, технические средства обучения.

3. Практические: опыты, лабораторные работы, слесарное дело, швейное дело, черчение.

По дидактическим задачам урока (М.А.Данилов, Б.П.Есипов):

1. Формирование знаний.

2. Формирование умений и навыков.

3. Закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

4. Методы применения знаний, умений, навыков.

По дидактическим целям и видам деятельности учащихся (В.А. Онищук):

1. Коммуникативный метод. Цель метода – усвоение готовых знаний через беседу, работу с текстом, оценку работы.

2. Познавательный метод. Цель – восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

3. Преобразовательный метод. Цель – усвоение и творческое применение умений и навыков.

4. Систематизирующий метод. Цель – обобщение и систематизация знаний.

5. Контрольный метод. Цель – выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.

По дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородникова) выделяется две группы методов обучения:

- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

По способам познавательной деятельности ученика (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов):

В данной классификации выделяются следующие методы:

1. Объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный).

Признаки информационно - рецептивного метода:

- знания учащихся предлагаются в «готовом» виде;

- учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

- учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

2. Репродуктивный метод.

Сущность репродуктивного метода:

- знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

- учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

- учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

- необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

3. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской деятельности к творческой.

На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, и потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая путь решения в поделенных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, решения проблем, эмбриологию знания, а учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за логикой, усваивая этапы решения целостных проблем.

4. Сущность частично - поискового (эвристического) метода:

- знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

- учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

- учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично - поискового, потому что учащиеся не всегда могут самостоятельно решать сложную учебную проблему от ее начала и до конца, поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель - учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть знаний учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

5. Сущность исследовательского метода:

- учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

- знание учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнивая различные варианты получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

- деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение - глубиной, прочностью, деятельностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому требует высокого уровня педагогической квалификации.

По бинарным и полинарным методам обучения (М.И.Махмутов). Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

Методы преподавания Методы учения
*Информационно-сообщающий * Объяснительный * Инструктивно-практический * Объяснительно-побуждающий * Побуждающий * Исполнительный * Репродуктивный *Продуктивно – практический * Частично практический * Поисковый

Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук. Полинарные методы обучения группируются на основе двух или более общих признаков.

По элементам деятельности методы обучения (Ю.К.Бабанский):

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Источники Логика Мышление Управление
Словесные: рассказ; беседа; лекция. Наглядные: иллюстрации; демонстрации. Практические: опыты; упражне- ния; учебно-поз-навательный труд. Индуктивные Дедуктивные Аналитические Синтетические Репродуктивные Проблемно-поисковые Исследовательские Методы самостоятельной работы под руководством учителя (работа с книгой, лабораторная работа, выполнение трудовых заданий)

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
*познавательные игры *учебные дискуссии *создание ситуаций эмоционально - нравственных переживаний *создание ситуации апперцепции (опоры на жизненный опыт) *создание ситуаций познавательной новизны *убеждение в значимости учения *предъявление требований *упражнения в выполнении требований *поощрения в учении *порицания недостатков в учении

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практичес-кого контроля и самоконтроля
*индивидуальный опрос *фронтальный опрос *устные зачеты *устные экзамены *программиро-ванный опрос *контрольные письменные работы *письменные зачеты *письменные экзамены *программированные письменные работы Контрольные лабораторные работы машинного контроля

Классификация методов обучения в сочетании с формами сотрудничества в обучении (немецкий дидакт Л.Клинберг):

Монологические методы Формы сотрудничества Диалогические методы
лекции, рассказ, демонстрация индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные беседы

По продуктивному обучению (А.В.Хуторской):когнитивные методы, креативные методы.

Когнитивные методы обучения - это методы учебного познания.

Метод эмпатии. Это вживание ученика в состояние другого объекта. Например, учащиеся вживаются в образ банкира, менеджера, вкладчика, покупателя, наемного рабочего, руководителя фирмы и т.д. Этот метод развивает способность мыслить, рассуждать, включать чувства и т.д.

Метод смыслового видения. Этот метод позволяет усвоить идею понятия, внутреннюю сущность объекта, что развивает интуицию, озарение, инсайт. Например, ликвидатор-кредитор, предъявивший требование к прекратившему свое дело предпринимателю или фирме.

Метод образного видения. Глядя на облик слова, фигуру, объект, нарисовать увиденные образы, описать, на что они похожи.

Метод символического видения. Это отыскивание связей между объектом и его символами.

Метод эвристических вопросов. Для отыскивания сведений о предмете, необходимо задать 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Метод сравнения. Используется для изучения явления. Ученики задают себе вопросы: Что значит сравнить? Все ли можно сравнить? Зачем сравнить?

Метод эвристического наблюдения. Этот метод применяется при формировании теоретических знаний. Учащиеся наблюдают под руководством учителя либо спонтанно.

Метод исследований. После выбора объекта исследования, учащиеся самостоятельно изучают его по плану: цель исследования --> план работы --> факты об объекте --> рисунки --> возникшие вопросы и проблемы ---> версии ответов --- > гипотезы -- > суждения -- > осознанные способы деятельности --> результаты и выводы.

Метод конструирования понятий. Сначала учащиеся конструируют формулировку экономического понятия самостоятельно. Формулировка записывается в тетради. Затем учащиеся знакомятся с трактовкой этого понятия различными учеными и сопоставляют с первоначальной формулировкой.

Метод конструирования правил. Формулировки понятий могут быть созданы, «открыты» самими учащимися.

Метод гипотез. Учащимся предлагаются задания по конструированию версий ответов на поставленный вопрос или проблему. Учащиеся четко формулируют свои версии ответов, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если увеличится число безработных…», «что будет, если люди не будут платить налоги…» Этот метод развивает навык предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод прогнозирования. Метод применяется к реальному или планируемому процессу. Например, учащимся предлагается исследовать динамику изменений семейного бюджета за месяц. Дети делают наблюдения, ведут ежедневные записи: сколько денег поступило в семейный бюджет, на что потрачены деньги. Через месяц прогноз сравнивается с реальностью, обсуждаются результаты, делаются выводы.

Метод ошибок. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении. Отыскивание ошибок стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний. Примером задания по методу ошибок будет задание «Четвертый лишний» (найти в строчке слово, относящееся к другой теме):

1) Монета, конкуренция, банкнота, казначейский билет.

2) Налог, эластичность спроса, декларация, займы.

3) Инвестор, брокер, дилер, акцизы.

Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение по изученному материалу следующим способом:

1) классификация фактов (факты об объекте, о его функциях, процессах, взаимосвязях);

2) выяснить типы позиций наблюдателя (последовательность описания событий, количественные характеристики объекта, формы, пропорции);

3) формулировка вопросов и проблем.

Логика конструирования теорий: факты – вопросы о них – гипотезы ответов – построение теоретической модели – следствия модели – доказательства – применение модели - сопоставление модели с аналогами.

Креативные методы обучения. Креативные методы обучения направлены на то, чтобы ученики лично создавали образовательные продукты, которые развивают их творческую деятельность.

Метод придумывания. Для регулирования умственных способностей учеников используются приемы: а) замещение качества одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств предмета в другой среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если… Например. Если видят хороший, ухоженный дом, то говорят: «Хозяин живет». Об аккуратной женщине говорят: «Хорошая хозяйка». Наша страна, земля, заводы - тоже наш общий дом. Если бы я был хозяином земли, то….

Метод образной картины. При изучении теории по экономике изучаемые по частям явления, закономерности ученику необходимо объединить в целое. Свое видение картины экономического содержания ученик выражает с помощью рисунков, символов, ключевых терминов, связей между ними. Такая работа проводится 2-3 раза в год, чтобы оценить изменения в картинах мира учащихся и внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод гиперболизации. При использовании этого метода уменьшается или увеличивается объект познания. Придумывается самый короткий экономический термин (иск, лаг, лот, ярд) и самый длинный (гратификация, дезинтермедиация, капиталовложения, коммуникабельность).

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить их.

Например, представить рыночную экономическую систему с признаками традиционной системы. Или: предложить свои факторы формирования заработной платы.

Представлены некоторые классификации методов обучения. В практической деятельности педагоги постоянно стремятся к тому, чтобы совершенствовать методы и приемы обучения школьников, поэтому классификационные характеристики методов обучения постоянно находится в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: