Работа с терминами должна обеспечивать осознание учениками лексического значения терминов, умело сочетаться с текстом, содержать внутрипредметную связь с ранее изученным. Системная работа с терминами в конечном результате должна привести к формированию экономической речевой среды и повысить роль школьной речевой культуры.
При классификации дидактического материала по экономике выделяют теоретический материал (термины науки экономики, определения, формулировки, законы) и практический материал (задачи, примеры, образцы экономической речи). Дидактический материал по экономике должен быть представлен таким образом, чтобы теоретический и практический разделы представлялись в единстве.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется стандартами образования по экономике, ведется учителем в системе, так как термин несет разнообразную семантическую информацию – понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.
Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.
Но основным источником пополнения словарного запаса экономических терминов являются специально организованные на уроке дидактические игры с терминами. Через дидактические игры идет изучение терминологии соответствующего раздела теории.
Правильно подобранный дидактический материал отвечает требованиям:
во-первых, привлекает внимание учащихся к слову;
во-вторых, помогает развивать эстетические ценности в речи;
в-третьих, учитывается смысловая сторона слова и морфологическая структура слова.
Кроме того, системная работа над терминами обеспечивает:
- информацию, полную и точную, об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствует повышению качества обучения;
- удовлетворение познавательных интересов учащихся в освоении экономики;
- наглядность обучения и делает доступным для учащихся изучаемый материал;
- интенсификацию труда учащихся и повышает темп изучения учебного материала;
- увеличение объема самостоятельной работы учащихся на уроке.
Системная, последовательная работа с экономическими терминами на уроках с учетом философских, психологических, семантических, педагогических и дидактических особенностей процесса познания - это насущная проблема образования сегодня. Правильное, осознанное употребление терминов учащимися - это основа формирования коммуникативной компетентности обучающихся.
Теоретические вопросы
1. Перечислите группы умений учащихся. Дайте им характеристику.
2. В чем заключаются особенности философского, психологического, семантического и дидактического подходов к формированию речи учащихся?
3. Назовите этапы формирования экономической речи учащихся.
4. Перечислите источники обогащения словарного запаса школьников.
Практические задания
1. Изучите программу по экономике и определите, какие группы умений учащихся формируются при ее изучении.
2. Разработайте программу по Вашей курсовой работе и определите, какие умения должен сформировать обучающийся при изучении программы.
Дополнительная литература
1. Лингвистические знания – основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы [Текст]: Пособие для учителя. / Сост. Т.А.Злобина. М., 1985.
2. Программно-методические материалы. Экономика. 8-11 классы [Текст]: учебное издание / составитель Б.И.Мишин. - М.: Дрофа, 1998. 160 с.