Основные направления деятельности учителя

Оптимизация учебного процесса зависит от максимальных достижений качества обучения и качества восприятия материала, поэтому каждый педагог должен уметь не только проектировать учебный процесс, но и анализировать его звенья. Большое значение в деятельности педагога играет умение анализировать урок.

Педагогический анализ урока помогает видеть удачные моменты и вскрывать неточности. Существует несколько разновидностей педагогического анализа уроков. Рассмотрим некоторые варианты.

1. Полный педагогический анализ урока.

I. Анализ внешних связей.

1. Установление места и роли урока в изучаемой теме или разделе программы.

2. Установление связей данного урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Установление возможных межпредметных связей.

II. Анализ триединой цели урока.

1. Анализ обучающего, развивающего и воспитывающего аспектов урока.

2. Определение соответствия целей урока теме, которая изучается на уроке.

3. Анализ взаимодействия поставленных целей.

4. Определение соответствия воспитательного и развивающего аспектов цели возможностям отобранного учителем учебного материала для урока.

5. Вывод о том, насколько глубоко осмыслена учителем триединая дидактическая цель урока и в какой мере реализована.

III. Морфологический анализ урока (расчленение урока на его составляющие и их характеристика).

1. Характеристика этапов урока.

2. Выделение дидактических моментов урока и их дидактических задач.

3. Определение дидактических задач каждого этапа урока.

IV. Структурный анализ урока.

1. Установление соответствия содержания урока выбранным методам и формам обучения.

2. Установление способов связи компонентов урока между собой.

3. Определение способов связи дидактических моментов в каждом этапе урока.

4. Установление соответствия каждого дидактического момента дидактической задаче этапа.

5. Анализ количественного состава этапов урока.

6. Установление способа связи этапов урока между собой.

7. Выделение центрального типообразующего этапа урока и определение типа урока.

V. Функциональный анализ урока.

1. Установление способов связи содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся для реализации конкретного конечного результата на каждом этапе урока.

2. Анализируется, насколько реальный результат каждого из дидактических моментов соответствует дидактической задаче этапа, в который он входит.

3. Анализ взаимодействия результатов дидактических моментов этапа, определение конечного результата этапа, показ положительных и негативных сторон этапа урока.

4. Определить, насколько реальный результат каждого этапа урока соответствует триединой дидактической цели и обеспечивает ее достижение.

5. Проанализировать, насколько структура урока, взаимодействие этапов урока между собой направлены на эффективную реализацию триединой дидактической цели.

VI. Анализ конечного результата урока.

1. Анализ качества знаний, полученных на уроке, сформированность умений и навыков учащихся.

2. Оценка достижения воспитательного аспекта триединой дидактической цели.

3. Оценка достижения развивающего аспекта триединой дидактической цели.

4. Оценка решения дополнительных (частных) задач.

VII. Выводы по уроку, общая оценка урока, предложения учителю и сроки их реализации.

Кроме полного педагогического анализа урока, может быть анализ конкретной проблемы, отдельного этапа урока. Это аспектный анализ урока. Приведем примеры некоторых аспектных анализов урока.

2. Анализ урока с учетом перцептивных способностей учащихся (восприятия).

Для того чтобы установить, как развиваются в учебном процессе перцептивные способности учащихся, учитель учитывает следующие моменты:

1. Установка на восприятие.

2. Организация обучения учащихся перцептивным действиям.

3. Контроль, точность и полнота формирующихся на уроке образов.

4. Приемы привлечения внимания школьников к объектам восприятия.

5. Фон восприятия при изложении нового материала.

6. Использование учителем прошлого опыта учащихся при организации восприятия нового материала.

7. Организация совместной деятельности учащихся при решении перцептивных задач.

8. Учет индивидуальных перцептивных различий учащихся во время урока.

9. Учет возрастных особенностей восприятия.

10. Учет различных видов восприятия.

3. Анализ урока с учетом аттенционных способностей учащихся (внимания).

1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию урока.

2. Как на уроке создается установка быть внимательным.

3. Как на уроке раскрыта практическая значимость излагаемого материала.

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость цвета, новизна, структурирование материала и т.д.)

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность и эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм).

6. Как организована смена видов деятельности на уроке.

7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников.

8. Как реализуется цель деятельности на уроке.

9. Как выбирается темп ведения урока для полного внимания учащихся.

10. Как организуется активность учащихся на уроке.

11. Как учитываются индивидуальные особенности уровня развития аттенционнных способностей учащихся.

12. Как организована деятельность детей с недостатками внимания.

13.Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учащихся.

4. Анализ урока с учетом мнемических способностей учащихся (памяти).

1. Установка на запоминание.

2. Приемы привлечения внимания учеников к тому, что подлежит запоминанию.

3. Учет учителем различных мнемических способностей отдельных учеников.

4. Учет средних показателей памяти в организации учебной деятельности класса.

5. Учет индивидуальных показателей памяти в организации учебной деятельности.

6. Учет на уроке нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной).

7. Учет эффектов проактивного и ретроактивного торможения.

8. Организация материала для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование материала, языковое оформление.

9.Организация повторений.

5. Анализ урока с учетом способностей воображения учащихся.

1. Какие приемы, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке, способствовали формированию воображения.

2. Какими способами учитель добивался обобщенности представлений учащихся.

3. Как учитываются индивидуально-психоло-гические особенности представлений и образов отдельных учеников при организации учебной деятельности.

4. Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений (экономических, математических, географических и т.д.) у учащихся данного класса.

5. Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при организации учебной деятельности.

6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и несовпадений уровней их развития.

7. Как учитываются особенности пространственных представлений.

8. Как используются аналогии для формирования научных представлений школьников.

9. Используются ли различия в прошлом опыте и знания учеников для достижения максимальной полноты вторичных образов.

10. Какие приемы используют ученики для объективации своих представлений на уроке.

11. Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия в устойчивости представлений.

12. Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у различных школьников.

13. Была ли на уроке создана творческая атмосфера.

6. Анализ урока с учетом закономерностей мышления учащихся.

1. В какой мере подготовлен урок с точки зрения создания у учеников видов умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока.

2. В какой мере педагог обучает на уроке учащихся приемам целеполагания.

3. В какой мере учащиеся владеют навыками обозначения учебной задачи при выполнении заданий.

4. Соответствуют ли действия учителя формированию мыслительной деятельности учащихся.

5. Формируются ли на уроке мотивы мышления. Реализуются ли на уроке собственные познавательные мотивы ученика.

6. Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и интереса к процессу мышления.

7. Формируются ли на уроке рефлексивные компоненты мыслительной деятельности.

8. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической и смысловой обработке материала.

9. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу товарищей и свою мыслительную деятельность.

10. Как через обратную связь получает педагог информацию о реальном ходе учебного процесса, как эта информация учитывается в управляющих воздействиях педагога.

11.Осуществляется ли в процессе объяснения и ответах учащихся выделение главного в содержании учебного материала.

12.Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся.

13.Какие критерии понимания изученного материала использует педагог, чтобы установить, как понят материал.

14.Вызывает ли изученный материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивами учащихся.

15.В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению. Создается ли на уроке ситуация, побуждающая учащихся к собственной мыслительной деятельности.

16.Формируются ли у учащихся навыки самоконтроля мыслительной деятельности.

17.Организуется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников.

18.Опирается ли учитель на «зону ближайшего развития ученика» при моделировании мыслительных действий на уроке.

19.Какие различия в мере помощи оказывает учитель учащимся при выполнении мыслительных действий.

20.Учитывает ли учитель индивидуальные особенности мышления при обучении учащихся.

21.Учитывает ли учитель различия школьников по основным качествам мышления: глубина ума, гибкость, устойчивость, самостоятельность, осознанность, скорость, темп мышления.

22.В какой мере формируются на уроке элементы творческого мышления.

23.Какие формы контроля мыслительной деятельности школьников использует педагог.

24.Используются ли элементы проблемного изложения материала с целью развития мыслительной деятельности учащихся.

25.Какие средства использует учитель для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование разнообразных методик анализа урока помогает учителю добиваться грамотного построения урока, в ходе которого развиваются индивидуальные компетентности учащихся.

Практические задания

1. Перечислите основные межпредметные функции предмета «Экономика» и назовите виды уроков с межпред-метными связями.

2. Назовите типы интегрированных уроков и дайте им краткую характеристику.

3. Перечислите уровни интеграции на уроках экономики и назовите дидактические основы интегрированных уроков.

4. Презентуйте урок экономики с использованием межпредметных связей.

5. Презентуйте урок с использованием внутрипредметных связей.

6. Назовите приоритетные цели и задачи экономического воспитания средствами предмета «Экономика».

7. Назовите основные методы экономического обучения, воспитания и подкрепите их примерами.

8. Назовите основные формы экономического воспитания учащихся.

9. Разработайте личную траекторию обучения ученика, презентуйте ее однокурсникам.

10. Разработайте урок и дайте ему анализ с учетом перцептивных, аттенционных, мнемических способностей учащихся, воображения или мышления (по выбору студента).

Дополнительная литература:

1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие /А.С.Агафонова. - М.: ПИТЕР, 2003. - 416 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Ф.Голованова. - СПб.: Речь, - 2005. - 316 с.

4. Гребенюк, О.С., Теория обучения [Текст] / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк. - М., Владос-пресс, 2003.- 384 с.

5. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст]: /Ю.А.Конаржевский. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.

6. Настольная книга учителя экономики [Текст]: справочно-методическое пособие; под ред. Б.И.Мишина. -М., АСТ-Астрель, 2003.- 494 с.

7. Основы педагогического мастерства [Текст]: /Под ред. И.Я.Зязюна. М., 1989.

8. Управление качеством образования [Текст]: практико-ориентированная монография и методическое пособие; / под ред. М.М.Поташника. -М., 2000.

9. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - Питер, 2001. - 536 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: