double arrow

Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора

В настоящее время содержание экономического образования рассматривается в единстве с экономическим воспитанием. Обучение и воспитание взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, так как экономическое обучение и воспитание формируют убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации личности, поэтому отбору учебного материала, умению подать содержание материала придается большое значение.

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, идей, идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.

Экономическое воспитание характеризуется не только объемом усвоенных экономических знаний, но и умением пользоваться ими и вырабатывать новые, помогает человеку легче ориентироваться в действительности и принимать верные решения. Для того чтобы полноценно и эффективно выполнять экономические функции, человеку требуется определенное воспитание.

Отсюда цели экономического воспитания:

1) вырабатывать у учащихся умения применять экономические знания и навыки в повседневной жизни, бережно относиться к общественной собственности, рационально использовать материальные и духовные ценности;

2) развивать у учащихся такие нравственные качества, как деловитость, организованность, предприимчивость, умение соизмерять личные потребности с возможностями их удовлетворения.

Задачи экономического воспитания:

1) развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений;

2) формирование и укрепление экономического сознания и мышления, экономических интересов и потребностей;

3) формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности;

4) стимулирование роста творческой активности в укреплении и развитии принципов обучения и управления.

Принципы экономического воспитания:

1. Главное в экономическом воспитании – связь с жизнью и практикой.

Природные ресурсы, источники энергии, сырье, материалы, рабочее время, другие слагаемые экономического потенциала страны могут использоваться гораздо эффективнее, если каждый человек будет не только квалифицированным специалистом, но и экономически воспитанным человеком, станет относиться к делу с полной хозяйственной заинтересованностью, будет рачительным, хозяйственным, реально воплощающим в повседневную жизнь экономические проблемы.

2. Экономическое воспитание – процесс целенаправленного воздействия на личность и выработка определенных положительных экономических качеств.

Экономические качества и нормы поведения людей могут быть как положительными (трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, организованность, новаторство, коллективизм), так и отрицательными (бесхозяйственность, расточительство, хищение и т.д.), поэтому учителю экономики необходимо формировать у учащихся положительные экономические качества.

3. Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления и сознания. Экономическое мышление и сознание выступают как мотив и установка соответствующего экономического поведения. Экономическое сознание дает мысленный образ будущей экономической деятельности. При слаборазвитом экономическом сознании поведение человека, как правило, сумбурно, спонтанно. Цель здесь достигается чаще методом проб и ошибок. В конечном счете, это может привести к выработке положительных, устойчивых норм экономического поведения. Но целенаправленное воспитание способствует развитию прогрессивного экономического сознания, где многие задачи решаются в процессе обучения, в связи с жизнью, как важнейшим воспитательным средством, поэтому экономическое мышление и сознание должно стать частью экономического воспитания и развиваться в человеке целенаправленно.

4. Воспитание – это формирование нового мировоззрения. При правильно развитом экономическом мировоззрении формируется ответственность на средства производства и на экономические отношения, проявляется в активной жизненной позиции людей, в активном участии всего народа в создании экономических ценностей, в управлении экономическими процессами. Экономически воспитанный человек трудолюбив, бережлив, организован, дисциплинирован, аккуратен. Сам уклад жизни, общественные отношения делают экономическое воспитание всеобщим и непрерывным. Всеобщность экономического поведения заключается в том, что этот процесс не может быть ограничен какими-то сроками или периодами. То, что достигнуто на определенном этапе, на следующем этапе всегда совершенствуются.

При воспитании экономически грамотного ученика учитываются факторы, способствующие формированию экономического поведения:

1. Мотивация. Мотивация делится на внешнеэкономическую и экономическую. Внешнеэкономическая мотивация – это восприятие, переживание, направление мыслей человека, его поступки, отношение к действительности. Экономическая мотивация – знание экономических процессов и закономерностей.

2. Интересы. Место и роль интересов в системе экономических отношений рассматривают Л.И. Абалкин, Г.А. Егиазарян, И.Я. Обломская, В.В. Радаев, В.К. Черняк и др.

Интересы и потребности находятся в тесной взаимосвязи, поэтому надо знать сущность заинтересованности каждого ученика. Многогранность интересов школьника служит одним из показателей уровня экономической культуры личности.

3. Социальная установка. Формирование устойчивых социальных установок играет важную роль в воспитании экономической культуры личности. Ученик, у которого сформирована установка на творческий труд, работает с большим интересом. Напротив, если у индивида сформирована установка на формальное отношение к делу, то новаторского отношения к учению он не проявляет.

4. Учет чувств, настроения личности. Если в ученическом коллективе благоприятное отношение к учебе, к экономическим знаниям, то учащиеся с большим интересом изучают экономическую теорию и анализируют реальные ситуации. Если же в коллективе попустительские отношения к знаниям, то и учение продвигается с большим трудом.

Экономическая культура предполагает наличие у учащихся определенных навыков, умения, опыта и представляет собой динамический процесс, в котором ученик не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и саморазвивается как личность. Навыки учащихся, которые появляются в результате частых повторений, выполняются быстро, безошибочно, автоматически. В экономической деятельности к ним относят расчеты, анализ и навыки поведения. Экономические навыки поведения развиваются, если учащиеся активно включаются в экономическую деятельность или отдельные экономические действия.

5. Экономическая культура учащихся реализуется через совокупность определенных свойств и качеств личности. Экономические качества, в конечном счете, выступают не только как ценности экономической культуры, но и как ценности политические, нравственные, духовные. К экономическим качествам правомерно отнесено и чувство хозяина.

6. Важной чертой экономического поведения служит творчество. Творчески мыслящий человек, с одной стороны, более глубоко усваивает экономическую теорию; с другой – способен более оперативно находить выход из создавшихся ситуаций.

Методы экономического воспитания:

1. Методы формирования экономического сознания или методы формирования убеждений. Педагоги в своей деятельности используют рассказ, беседу, лекцию, дискуссию, метод примера. При использовании этих методов формируются знания, взгляды, оценки, направленность, убеждения личности.

2. Методы формирования поведения и организации деятельности.

Данные методы формируют привычки, стереотипы поведения, типичные поведенческие реакции, которые развиваются через упражнения, приучения, поручения, требования, создание воспитывающей ситуации.

3. Методы коррекции и стимулирования поведения. Они формируются через соревнования, игры, поощрения, наказания.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Богатый материал для реализации этого метода дают наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности.

Средства экономического воспитания.

В экономике под термином средства понимают средства производства: сырье, исходный материал для обработки, объекты человеческой деятельности и т.д.

А.С. Макаренко писал, что школу, её режим, распорядок дня, устройство школы, поведение педагогов – все это можно считать средством воспитания.

Отсюда, средства экономического воспитания – это различные виды деятельности вместе с орудиями труда, предметами экономической культуры, экономической деятельностью (Н.П.).

Средства экономического воспитания подразделяются на:

1) идеологические (экономическая пропаганда, агитация, информация);

2) организационно-экономические (совершенствование экономических условий, отношений, стимулов, форм и видов деятельности и т.д.);

3) социальные (рост материального благосостояния, улучшение условий труда, отдыха, образования и др.);

4) правовые (законы, нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность и отношения);

5) эмоционально-психологические (удовлетворение работой, результатами экономической деятельности).

Виды деятельности:

1) познавательная деятельность развивает экономический интерес, накапливает экономические знания, формирует умственные способности;

2) ценностно-ориентационная деятельность формирует убеждения, взгляды, нравственные нормы поведения;

3) общественная деятельность приучает школьников к участию в экономическом управлении школой, к работе в экономических объединениях;

4) эстетическая, досуговая деятельность формирует идеалы красоты и изящества.

Формы экономического воспитания

Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание, методы конкретного воспитательного процесса.

Классификация форм экономического воспитания.

1. По количеству участников:

- индивидуальные (беседы, занятия с одним учеником);

- групповые (кружок, временная группа, класс);

- массовые (конференции, слеты, праздники, фестивали).

2. По доминирующему методу:

- словесные (собрания, сборы, лекции, конференции, встречи и т.д.);

- практические (экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.);

- наглядные (банки, биржи, предприятия и т.п.)

3. По воспитательной задаче:

- формы управления и самоуправления школьной экономической жизнью (собрания, линейки, классные часы, совещания органов самоуправления);

- познавательные формы (экскурсии, фестивали, устные журналы, экономические информации, выставки и т.д.);

- развлекательные формы (утренники, вечера).

Методы, формы, средства экономического воспитания должны работать во взаимосвязи, развивать учащихся, будоражить мысль для того, чтобы наладить индивидуальную работу с учащимися и разработать их образовательные маршруты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: