Особенности образовательных маршрутов учащихся

В Базисном учебном плане предусмотрены часы для реализации ученического компонента:

- для основных общеобразовательных учреждений нагрузка составляет 5 часов (1-ый вариант), 3 часа (2-ой вариант);

- для профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений – 5 часов (1-ый вариант), 4 часа (2-ой вариант).

Эти часы отведены для реализации личностно-ориентированного образования учащихся, для удовлетворения личных потребностей учащихся в образовании. Здесь речь идет не только об отборе содержания образования конкретным учеником, но и о выборе форм, методов, средств обучения с учетом физиологических способностей, наклонностей, интересов. Каждому ученику предоставляется возможность выбора личного образовательного маршрута, что позволит ему, с точки зрения А.В.Хуторского, реализовать следующие права и возможности:

- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;

- право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий;

- право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год;

- право на выбор индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных программ, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных способностей;

- индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору;

- превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов, индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

- право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

При реализации образовательных маршрутов учащихся учитываются следующие аспекты деятельности:

- функциональный – приспособление учащихся к требованиям необходимости самостоятельной работы;

- социально-психологический – вхождение учащихся в систему межличностных отношений при демонстрации результатов собственной образовательной деятельности;

- операционный – овладение определенной совокупностью умений и навыков.

Функциональная деятельность предполагает самостоятельное освоение учеником содержания изучаемого предмета, использование разнообразных методов познания для развития индивидуальных способностей. При реализации функциональных навыков ученикам должны быть известны причины неудовлетворенности своими знаниями, и должно быть сформировано умение эти причины устранить.

Причины неудовлетворенности школьников в знаниях заключаются в следующем:

- научные позиции ученика часто неустойчивы и под влиянием новых условий могут меняться на противоположные, тем самым расшатывают личностные установки;

- деятельность осуществляется на уровне подражания и копирования, что приводит к догматизму обучения;

- недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для эффективного демонстрирования своих знаний;

- просматривается барьер при интерпретации знаний, так как учащиеся не видят связи теории с практикой;

- многие учащиеся с трудом устанавливают контакт с учителями и одноклассниками;

- «провалы» в своей деятельности видят во внешних обстоятельствах, а не в себе;

- недостаточно развиты мировоззренческие установки, поэтому цель деятельности сводится только к внешним показателям и желаемому результату.

Таким образом, функциональная деятельность и ее слагаемые должны быть хорошо знакомы учащимся и умело преодолеваться в процессе обучения.

Социально-психологическая деятельность. Педагогам необходимо устанавливать благоприятные психологические контакты с учащимися и друг с другом. От слаженности работы педагогического коллектива будет зависеть адаптация ученика к усвоению знаний и его продуктивное личностно-ориентированное обучение.

Операционная деятельность. Для осуществления личной образовательной траектории обучения, ученик должен владеть определенной совокупностью умений и навыков, которые могут быть объединены в группы.

Первая группа умений – постановка и решение учебных задач. Это умения:

- иметь свои цели и мотивы учения;

- анализировать изученный материал и принимать адекватные решения по его восприятию;

- осуществлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы учебной деятельности;

- владеть технологиями самообразования.

Вторая группа умений – взаимодействие ученика с педагогом-предметником. Это умения:

- владеть ключевыми идеями экономики, постоянно расширять лексикон за счет понятий и терминов предмета;

- формировать общеучебные умения и навыки;

- осуществлять межпредметные связи для расширения диапазона знаний по предмету;

- развивать отдельные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и т.д.);

- с помощью учителя выявлять «зону ближайшего развития» и намечать пути преодоления незнаний.

Третья группа умений – осуществлять самоанализ. Это умения:

- хронометрировать свою деятельность, фиксировать результаты труда, вести дневники, в которых анализировать успехи и промахи в учебной деятельности;

- анализировать, обобщать свои успехи, прогнозировать свою деятельность;

- осуществлять деятельность с психологически полной структурой (постановка задач, выбор способов деятельности, самостоятельный анализ результатов).

Четвертая группа умений – постановка задач общения:

- взаимообмен информацией с учителями и одноклассниками;

- взаимопонимание друг друга и взаимокорректировка поведения;

- разумное самовыражение личности;

- умение слушать и корректно вступать в дискуссию.

Пятая группа умений – интегральные умения:

- умение видеть свой учебный труд в целом;

- умение перейти от оценки отдельных умений и навыков к оценке результативности, эффективности своего обучения в целом;

- найти «белые пятна» собственного незнания и наметить пути преодоления противоречий в самообразовании;

- осознать взаимосвязь между способами труда и результатами собственной компетентности.

Перечисленные группы умений формируют компетентность ученика в освоении предмета, способствуют развитию его самостоятельности и творчества.

Большую помощь в реализации образовательных маршрутов учащихся оказывает учитель, деятельность которого направлена на анализ результатов обученности как отдельного ученика, так и всего ученического коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: