В Базисном учебном плане предусмотрены часы для реализации ученического компонента:
- для основных общеобразовательных учреждений нагрузка составляет 5 часов (1-ый вариант), 3 часа (2-ой вариант);
- для профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений – 5 часов (1-ый вариант), 4 часа (2-ой вариант).
Эти часы отведены для реализации личностно-ориентированного образования учащихся, для удовлетворения личных потребностей учащихся в образовании. Здесь речь идет не только об отборе содержания образования конкретным учеником, но и о выборе форм, методов, средств обучения с учетом физиологических способностей, наклонностей, интересов. Каждому ученику предоставляется возможность выбора личного образовательного маршрута, что позволит ему, с точки зрения А.В.Хуторского, реализовать следующие права и возможности:
- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе, теме, уроке;
- право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий;
|
|
- право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам на четверть или год;
- право на выбор индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных программ, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных способностей;
- индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые в соответствии с базисным учебным планом определены школой в качестве предметов и занятий по выбору;
- превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов, индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
- право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
При реализации образовательных маршрутов учащихся учитываются следующие аспекты деятельности:
- функциональный – приспособление учащихся к требованиям необходимости самостоятельной работы;
- социально-психологический – вхождение учащихся в систему межличностных отношений при демонстрации результатов собственной образовательной деятельности;
- операционный – овладение определенной совокупностью умений и навыков.
Функциональная деятельность предполагает самостоятельное освоение учеником содержания изучаемого предмета, использование разнообразных методов познания для развития индивидуальных способностей. При реализации функциональных навыков ученикам должны быть известны причины неудовлетворенности своими знаниями, и должно быть сформировано умение эти причины устранить.
|
|
Причины неудовлетворенности школьников в знаниях заключаются в следующем:
- научные позиции ученика часто неустойчивы и под влиянием новых условий могут меняться на противоположные, тем самым расшатывают личностные установки;
- деятельность осуществляется на уровне подражания и копирования, что приводит к догматизму обучения;
- недостаточно развиты навыки, умения, необходимые для эффективного демонстрирования своих знаний;
- просматривается барьер при интерпретации знаний, так как учащиеся не видят связи теории с практикой;
- многие учащиеся с трудом устанавливают контакт с учителями и одноклассниками;
- «провалы» в своей деятельности видят во внешних обстоятельствах, а не в себе;
- недостаточно развиты мировоззренческие установки, поэтому цель деятельности сводится только к внешним показателям и желаемому результату.
Таким образом, функциональная деятельность и ее слагаемые должны быть хорошо знакомы учащимся и умело преодолеваться в процессе обучения.
Социально-психологическая деятельность. Педагогам необходимо устанавливать благоприятные психологические контакты с учащимися и друг с другом. От слаженности работы педагогического коллектива будет зависеть адаптация ученика к усвоению знаний и его продуктивное личностно-ориентированное обучение.
Операционная деятельность. Для осуществления личной образовательной траектории обучения, ученик должен владеть определенной совокупностью умений и навыков, которые могут быть объединены в группы.
Первая группа умений – постановка и решение учебных задач. Это умения:
- иметь свои цели и мотивы учения;
- анализировать изученный материал и принимать адекватные решения по его восприятию;
- осуществлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы учебной деятельности;
- владеть технологиями самообразования.
Вторая группа умений – взаимодействие ученика с педагогом-предметником. Это умения:
- владеть ключевыми идеями экономики, постоянно расширять лексикон за счет понятий и терминов предмета;
- формировать общеучебные умения и навыки;
- осуществлять межпредметные связи для расширения диапазона знаний по предмету;
- развивать отдельные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение и т.д.);
- с помощью учителя выявлять «зону ближайшего развития» и намечать пути преодоления незнаний.
Третья группа умений – осуществлять самоанализ. Это умения:
- хронометрировать свою деятельность, фиксировать результаты труда, вести дневники, в которых анализировать успехи и промахи в учебной деятельности;
- анализировать, обобщать свои успехи, прогнозировать свою деятельность;
- осуществлять деятельность с психологически полной структурой (постановка задач, выбор способов деятельности, самостоятельный анализ результатов).
Четвертая группа умений – постановка задач общения:
- взаимообмен информацией с учителями и одноклассниками;
- взаимопонимание друг друга и взаимокорректировка поведения;
- разумное самовыражение личности;
- умение слушать и корректно вступать в дискуссию.
Пятая группа умений – интегральные умения:
- умение видеть свой учебный труд в целом;
- умение перейти от оценки отдельных умений и навыков к оценке результативности, эффективности своего обучения в целом;
- найти «белые пятна» собственного незнания и наметить пути преодоления противоречий в самообразовании;
- осознать взаимосвязь между способами труда и результатами собственной компетентности.
Перечисленные группы умений формируют компетентность ученика в освоении предмета, способствуют развитию его самостоятельности и творчества.
Большую помощь в реализации образовательных маршрутов учащихся оказывает учитель, деятельность которого направлена на анализ результатов обученности как отдельного ученика, так и всего ученического коллектива.