Введение. Стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни являются одной из важнейших потребностей и функций человека на всех этапах его

Стремление к сохранению здоровья, активной деятельности и долгой жизни являются одной из важнейших потребностей и функций человека на всех этапах его эволюции.

Современное общество характеризуется высоким уровнем насыщенности техническими средствами, предназначенными для удовлетворения жизненных потребностей человека. Технические средства становятся все более энерго насыщенными и автоматизированными.

Природная среда интенсивно преобразуется человеком в своих интересах и превращается в техносферу. Задача человечества заключается в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия его существования. Завершившийся XX век был веком интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, промышленных объектов, технологий. И что печально - многие нововведения были не всегда обдуманными и не сопровождались глубоким анализом их последствий. Только на пороге нового века человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление к удовлетворению своих все возрастающих жизненных потребностей может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека.

Это понимание привело к изменению приоритетов в развитии общества. В настоящее время приоритетными при создании и внедрении новых технических объектов и технологий становятся требования безопасности и экологичности. Ни один новый объект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не может быть реализован.

В конце XX века жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления - безопасность жизнедеятельности (БЖД). Целью безопасности жизнедеятельности как науки является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения, создание комфортных условий его жизни и деятельности в условиях техносферы.

На современном этапе вопросы безопасности играют исключительную роль в обеспечении устойчивого инновационного развития России. Поэтому с 2011 г. дисциплина БЖД в качестве общепрофессиональной введена во все федеральные государственные общеобразовательные стандарты для всех направлений подготовки бакалавров и специалистов.

Побудительными причинами повышенного внимания к проблемам безопасности жизнедеятельности человека в техносфере являются:

- высокая смертность населения от внешних причин, в том числе высокая смертность населения (особенно мужчин) репродуктивного возраста;

- низкие показатели средней продолжительности жизни (прежде всего, характерно для мужской части населения);

- значительное ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период и на перспективу.

За последние 20 лет смертность в стране возросла более чем в два раза. В мировой статистике из 192 стран – членов ООН Россия занимает по продолжительности жизни мужчин 136 место, а женщин – 91 место. Сложилась угрожающая тенденция сокращения населения нашей страны. Причиной многих аварий, катастроф является человеческий фактор. По результатам расследования аварий – это превалирующая причина. Надежда на «русский авось» лежит в основе этого. Экологическая культура и культура безопасности населения неудовлетворительна. Это обстоятельство часто приводит к тому, что в проектах, управленческих решениях, действиях людей в производстве и быту вопросы безопасности не рассматриваются в качестве приоритетных.

Поэтому формирование культуры безопасности и приобретение нашими студентами – будущими специалистами соответствующих компетенций в области безопасности является одним из реальных путей решения всех перечисленных проблем.

Генеральной целью образования в области безопасности является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Под профессиональной культурой безопасности следует понимать готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Одной из самых сложных задач в современных условиях является «экололизация» человеческих взаимоотношений в процессе совместной бизнесс-деятельности. При наличии множества партнёров, разбросанных на значительных территориях и обладающих большой свободой выбора форм и методов работы (сетевая структура), очень трудно преодолевать влияние доминирующих в сегодняшнем бизнесе установок и критериев. Сделать совместный бизнес не только прибыльным, но и моральным, чистым, помогает этический кодекс компании. Человек, успешно занимающийся бизнесом и сумевший при этом поставить духовное над материальным, мораль над прибылью, через какое-то время начинает мыслить новыми категориями, жить новыми интересами

Компетенции бакалавра, которые должны быть предусмотрены в рабочих образовательных программах:

Общекультурные компетенции:

- владеет культурой безопасности, экологическим сознанием и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности;

- понимает проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- владеет приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.

Профессиональные компетенции:

- владеет культурой профессиональной безопасности, способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности;

- готов применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек - машина - среда обитания»; основы физиологии человека; рациональные условия жизнедеятельности; последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека, о его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Весь курс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разделен на две относительно самостоятельные части:

1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности и охрана труда.

2. Защита в чрезвычайных ситуациях.В данном учебном пособии рассмотрена первая часть дисциплины БЖД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: