I. Вопросы для самопроверки:
1. Почему второй период развития философии Иммануила Канта (с 70-х гг.) называют критическим?
2. По Канту принципиальная непознаваемость вещей самих по себе не запрещает существования достоверного знания. О чем это знание?
3. Возможны ли априорные синтетические суждения, о которых говорит Кант?
4. Как же может быть достоверным естествознание, если все выводы, в чем мы все уверены, делаются на основе опыта?
5. Дает ли, по Канту, разум достоверное знание?
6. Чем отличаются, по Канту, рассудок и разум?
7. По Канту, есть вещи сами по себе и сеть явления — то чем нам они являются. А что представляет собой человек?
8. Как же должен поступать человек, если разум ему дает противоречивые ответы?
9. Объясните на примере радуги, где Я, где не-Я, где Я (тождественное самосознанию).
10. Какую проблему, поставленную Кантом, решает Шеллинг, провозгласив тождество духа и природы?
11. Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. Что это за противоположности?
|
|
12. На второй ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, противоположности разделяются и находятся на различных телах, например электричество. Что это за противоположности?
13. На третьей ступени развития противоположностей в природе, по Шеллингу, сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел, например химизм. Что он имеет в виду?
14. Какую проблему решал Шеллинг в своем учении о развитии противоположностей?
15. Какаю проблему решает Шеллинг, развивая учение об интеллектуальной интуиции?
16. Каким назвал свой метод Гегель?
17. По Гегелю, мышление человека и абсолютная идея развиваются диалектически. Как это происходит?
18. Что означает у Гегеля понятие «объективный дух»?
19. Почему философию Фейербаха называют антропологическим материализмом?