Смысл жизни человека, смерть и бессмертие

Этот вопрос интересовал людей с момента появления человека.

Экзи­стенциализм рассматривает человека, как одинокого, неспособного реализо­вать слою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему ми­ром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонникиутилитаризма считают, что достижение, выгоды, пользы успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель чело­века, — достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемониз­ма - достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина - движе­ние к жизни вечной, к бессмертию души, как к спасению от смерти в испол­нении нравственных предписаний религии. В материалистической филосо­фии смысл жизни - в саморазвитии человека, в совершенствовании его спо­собностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго.

Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь («жизнь самоценна»): возможность видеть небо, вды­хать аромат цветов, чувствовать порыв ветра, слышать щебет птиц, радовать­ся другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы, деятели искусства, педагоги и медики. Ж.- Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления». Ему как бы, вторит знаменитый философ-гуманист М. Монтень: «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили ее». Нетрудно понять - они гово­рят об одном: «если живешь ради самой жизни — ты не живешь, а прозяба­ешь; чтобы жить - нужно приложить немало труда». Вряд ли найдется взрос­лый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего су­ществования, передстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обре­чен на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Пред смертью все люди равны: и богатые и бедные, у добрые и злые, и любимые и нелюбимые. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Вместе с тем немало великих людей осознава­ли эту проблему в трагических тонах. Л. Н. Толстой и И. А. Бунин испытыва­ли страх перед смертью.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что и после че­ловека остается его дело, дети, внуки и т.д., продукты его деятельности, а также духовные ценности (образцы поведения, идеи).

1-й вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.

2-й вид- мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение (фа­раоны, Ленин, Мао - Цзэдун).

Достижения техники к XX в. сделали возможным криогенизацию (глубо­кое замораживание) тел с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Опыт, поставленный в Америке (США) доказал, что это неосуществимая идея. При замораживании клеточный сок расширяется и разрывает структуру человеческих клеток. В результате этого замороженных людей уже невоз­можно оживить.

3-й вид бессмертия - «растворение» тела и духа умершего во Вселенной,

«вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи (Япония, Вост. цивилизация).

4-й связан с результатами творчества человека (научные открытия, лите­ратурные произведения, военные победы).

5-й - изменение состояния сознания - психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже дается один раз. 28 воинов из дивизии под командованием генерала Панфилова держали оборону на подсту­пах к Москве. Когда все средства были исчерпаны, оставались последние гранаты. Герои обвязывались ими и бросались под гусеницы. Каждый из сол­дат принял смерть, жертвуя собой ради других, зная, что позади Москва.

. Польский педагог Янош Корчак принял смерть вместе со своими учени­ками, которых фашисты отправляли в печи концлагеря. Ему предложили жизнь. Он выбрал смерть. Это был глубоко совестливый человек, человек долга. Разве смог бы он жить спокойно, зная, что его дети погибли?!

Герои-панфиловцы, Янош Корчак и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из нее. Они принимали смерть честно. А честно - это значит во имя других людей, во имя других жизней.

Им наша память!

Проблема смерти и бессмертия связана с проблемой смысла жизни. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти проблемы решаются по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время все чаще появляются сведения о наличии у каждого че­ловека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях.

Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия - счастливая смерть. Сам термин появился со времен Бэкона, который предложил так на­звать легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых бо­лезнях. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена лишь в Нидерландах. В ряде стран (США и др.) изобретены устройства для безбо­лезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В исто­рии философии было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. В ряде стран Запада уже несколько десятилетий ра­ботают хосписы - больницы для безнадежно больных, где люди могут уме­реть по-человечески. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, о чем писал Фрейд, то каждый имеет естественное врожденное право не только жить, но и умереть в человеческих условиях.

Одной из особенностей современности является то, что гуманные отношения между людьми являются основой выживания для человечества. Раньше во время войн оставалась надежда на то, что большинство людей выживет и восстано­вит разрушенное, то сейчас, если глобальные проблемы не решатся, то все человечество погибнет,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: