Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании

Современная наука считает, что сознание возникает в результате совме­стных действий множества клеток головного мозга, которые являются орга­ном сознания. Основные элементы нервной системы - это нейроны. Они сильно отличаются от других клеток тела. Главная задача мозга и всей нерв­ной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с тре­бованиями внутренней среды и внешними условиями. По мнению современ­ных специалистов, мозг человека состоит из 45 миллиардов нейронов, каж­дый из которых имеет около 10 тысяч соединений с соседними. Они осущест­вляют переработку информации. Поверхность мозга (серое вещество) или кора головного мозга состоит из тел нейронов и имеет глубину 2-6 мм. Под корой – белое вещество, состоящее из отростков нейронов.

Особенностью головного мозга является его сложная поверхность назы­ваемая мозговыми извилинами, благодаря этому поверхность мозга в 3 раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет 3 функциональных блока:

1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;

2-й — обеспечивает прием, обработку и храпение информации;

3-й - прогнозирование, регулирование поведения че­ловека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.

Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они форми­руют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизне­деятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления.

Ученые доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 10 ты­сяч нейронов. В первую очередь те, которые не используются.

Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит на­много больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.

Процессы запоминания и забывания имеют индивидуально-избирательный характер. Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.

Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвеча­ет за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого кон­кретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.

3. Современные философские представления о происхождении и
сущности сознания: язык и мышление

Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции созна­ния: познавательная, коммуникативная (функция общения), рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).

Отличается также его историчность (зависимость от развития истории, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания).

Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головно­го мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объек­тивного мира в мысленных образах.

Сознание - это свойство высокоорганизованной материи отражать окру­жающий мир в духовных (в мысленных) образах.

Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.

Ученые считают, что у высших животных есть определенный практиче­ский интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.

Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупно­стью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, свя­занные между собой функции: познавательная и коммуникативная.

Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохра­няет накопленные людьми знания, нормы и ценности, и передает их из поко­ления в поколение.

4. Познание и его значение в жизни человека

Уже в Античности были представлены практически все проблемы по­знания.

Сократ считал, что предметный мир недоступен человеческому разуму и поэтому проблема познания сводится к самопознанию - познанию самого себя.

Платон считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в которой она существовала до переселения в те­ло человека.

Демокри т считал, что когда человек не в состоянии познать мир с помо­щью чувств, он обращается к разуму. Особый вклад в историю познания внес Аристотель. Он привел в систему все современные ему знания и первым про­извел разделение философии на теоретическую, практическую, творческую.

Цель теоретической философии - получение знаний, поэтому она связана с науками.

Практическая философия - это решение проблем этики и политики.

Творческая философия - позволяет познать сущность человека.

В Средние века философия заимствовала теорию познания Аристотеля. В Новое время европейская философия развивала все направления филосо­фии познания, однако, наибольшее распространение получил агностицизм, отрицающий возможность познания мира (Юм, Кант, Беркли).

Проблему познания исследовала философия диалектического материа­лизма (Маркс, Энгельс), которые считали, что основу познания составляет общественно — историческая практика как источник и критерий истины.

Современная наука называет 3 главные области познания;

- мир природы

- мир социума (общества)

- мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств и интуиции.

Познание - это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов. Современные философы рассматривают процесс познания следующим образом: от живого созерцания (с помощью органов чувств) к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диа­лектический путь познания объективной реальности.

5. Человек, как субъект творчества

Практические потребности человека являются главным стимулом его по­знания. Познание начинается с затруднения, невозможности для человека осуществить деятельность в усвоенных привычных формах. В процессе сво­его исторического развития человечество выработало донаучные, научные и вненаучные формы познания, и все они необходимы человеку. Современная наука показала, что кроме разума и рассудка в познавательной действитель­ности большую роль играет интуиция, а также вера и убеждения.

Личность не пассивна, она сама отбирает наиболее значимые для нее нормы и ценности общества. Человек становится личностью через овладение нормами культуры.

Исследования показали, что процесс приобщения подрастающего поко­ления к культуре становится все более продолжительным по времени и тре­бует вес больше экономических затрат.

В процессе передачи культурного населения подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов.

- На первом этапе ребенок путем подражания овладевает навыками и
умением, на этом этапе приобщения к культуре осуществляет главным об­ -
разом семья.

- На втором этапе человек не только продолжает овладевать знаниями и
ценностями общества, по может воспроизводить другим усвоенные им об ­-
разцы. Эта стадия репродуктивного овладения культурой. Человек уже в со­ -
стоянии поддерживать материальную и духовную культуру общества.

- На третьем этапе происходит переход от репродуктивного знания к про­ -
дуктивно-творческому, т. е. когда человек может создать что-то новое сам.

Материалистическое понимание истории подчеркивает, что в основе творчества лежат потребности общества. Способности людей могут быть востребованы, а могут и не понадобиться обществу.

Способы приобщения новых поколений к культуре зависит от экономи­ческого, социального и культурного устройства общества. В традиционном обществе опыт и знания передаются старшим поколением младшему.

Во втором типе передачи культуры взрослые и дети учатся у своих свер­стников. В настоящее время человечество выработало и третий тип передачи культуры: когда старшие поколения учатся у своих детей, т.к. молодежь лег­че схватывает новое, у нее более высоко развит творческий потенциал, она склонна к переменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: