Современная наука считает, что сознание возникает в результате совместных действий множества клеток головного мозга, которые являются органом сознания. Основные элементы нервной системы - это нейроны. Они сильно отличаются от других клеток тела. Главная задача мозга и всей нервной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями. По мнению современных специалистов, мозг человека состоит из 45 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет около 10 тысяч соединений с соседними. Они осуществляют переработку информации. Поверхность мозга (серое вещество) или кора головного мозга состоит из тел нейронов и имеет глубину 2-6 мм. Под корой – белое вещество, состоящее из отростков нейронов.
Особенностью головного мозга является его сложная поверхность называемая мозговыми извилинами, благодаря этому поверхность мозга в 3 раза больше, чем поверхность мозга без извилин.
Мозг человека имеет 3 функциональных блока:
1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;
2-й — обеспечивает прием, обработку и храпение информации;
3-й - прогнозирование, регулирование поведения человека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.
Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они формируют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизнедеятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления.
Ученые доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 10 тысяч нейронов. В первую очередь те, которые не используются.
Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.
Процессы запоминания и забывания имеют индивидуально-избирательный характер. Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.
Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвечает за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого конкретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.
3. Современные философские представления о происхождении и
сущности сознания: язык и мышление
Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции сознания: познавательная, коммуникативная (функция общения), рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).
Отличается также его историчность (зависимость от развития истории, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания).
Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объективного мира в мысленных образах.
Сознание - это свойство высокоорганизованной материи отражать окружающий мир в духовных (в мысленных) образах.
Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.
Ученые считают, что у высших животных есть определенный практический интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.
Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупностью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, связанные между собой функции: познавательная и коммуникативная.
Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности, и передает их из поколения в поколение.
4. Познание и его значение в жизни человека
Уже в Античности были представлены практически все проблемы познания.
Сократ считал, что предметный мир недоступен человеческому разуму и поэтому проблема познания сводится к самопознанию - познанию самого себя.
Платон считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в которой она существовала до переселения в тело человека.
Демокри т считал, что когда человек не в состоянии познать мир с помощью чувств, он обращается к разуму. Особый вклад в историю познания внес Аристотель. Он привел в систему все современные ему знания и первым произвел разделение философии на теоретическую, практическую, творческую.
Цель теоретической философии - получение знаний, поэтому она связана с науками.
Практическая философия - это решение проблем этики и политики.
Творческая философия - позволяет познать сущность человека.
В Средние века философия заимствовала теорию познания Аристотеля. В Новое время европейская философия развивала все направления философии познания, однако, наибольшее распространение получил агностицизм, отрицающий возможность познания мира (Юм, Кант, Беркли).
Проблему познания исследовала философия диалектического материализма (Маркс, Энгельс), которые считали, что основу познания составляет общественно — историческая практика как источник и критерий истины.
Современная наука называет 3 главные области познания;
- мир природы
- мир социума (общества)
- мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств и интуиции.
Познание - это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов. Современные философы рассматривают процесс познания следующим образом: от живого созерцания (с помощью органов чувств) к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания объективной реальности.
5. Человек, как субъект творчества
Практические потребности человека являются главным стимулом его познания. Познание начинается с затруднения, невозможности для человека осуществить деятельность в усвоенных привычных формах. В процессе своего исторического развития человечество выработало донаучные, научные и вненаучные формы познания, и все они необходимы человеку. Современная наука показала, что кроме разума и рассудка в познавательной действительности большую роль играет интуиция, а также вера и убеждения.
Личность не пассивна, она сама отбирает наиболее значимые для нее нормы и ценности общества. Человек становится личностью через овладение нормами культуры.
Исследования показали, что процесс приобщения подрастающего поколения к культуре становится все более продолжительным по времени и требует вес больше экономических затрат.
В процессе передачи культурного населения подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов.
- На первом этапе ребенок путем подражания овладевает навыками и
умением, на этом этапе приобщения к культуре осуществляет главным об -
разом семья.
- На втором этапе человек не только продолжает овладевать знаниями и
ценностями общества, по может воспроизводить другим усвоенные им об -
разцы. Эта стадия репродуктивного овладения культурой. Человек уже в со -
стоянии поддерживать материальную и духовную культуру общества.
- На третьем этапе происходит переход от репродуктивного знания к про -
дуктивно-творческому, т. е. когда человек может создать что-то новое сам.
Материалистическое понимание истории подчеркивает, что в основе творчества лежат потребности общества. Способности людей могут быть востребованы, а могут и не понадобиться обществу.
Способы приобщения новых поколений к культуре зависит от экономического, социального и культурного устройства общества. В традиционном обществе опыт и знания передаются старшим поколением младшему.
Во втором типе передачи культуры взрослые и дети учатся у своих сверстников. В настоящее время человечество выработало и третий тип передачи культуры: когда старшие поколения учатся у своих детей, т.к. молодежь легче схватывает новое, у нее более высоко развит творческий потенциал, она склонна к переменам.