Вообще о земной жизни

Это я привёл те высказывания св. отцов, которые прямыми словами отвергают патриотическую позицию и отрицают значимость для Христианина земного отечества.

А ведь стоит иметь ввиду, что общий контекст и направление святоотеческой мысли рассматривает Христианина как странника на земле, а землю как место изгнания, место странствия, «гостинницу», т. е. несовместимы с патриотизмом, даже когда речь прямо не касается вопроса земного отечества, а идёт вообще о земной жизни. Ведь, всё, что касается земли и земной жизни вообще, также относится и к любому земному отечеству в частности, в т. ч. и к России.

И таких высказываний можно привести много. Например:

Свт. Амвросий Медиоланский:

«Да пожелаем отряхнуть от себя бедствия и выйти из лукавого века, не иметь беспрестанного странствования и возвратиться к тому отечеству и природному нашему дому. Ибо здесь, на земле, мы — странники и пришельцы» («О смерти брата две книги», кн. 1).

Блж. Августин:

«Пробудись, ибо настал день: пробудись, как пробудились уже лучшие из твоих сынов, чьи доблесть, страдания и даже смерть за истинную веру приобрели нам настоящее отечество. В это отечество мы зовем и тебя и убеждаем присоединиться к числу его граждан»

«…первое в светлом благочестии наслаждается покоем, а второе волнуется мрачными страстями; первое по мановению Божию смиренно является на помощь и праведно мстит, а другое горит страстью порабощать и вредить; первое — слуга Божией благости, чтобы помогать по желанию, а другое обуздывается могуществом Божиим, чтобы не вредило настолько, насколько желает вредить; первое насмехается над вторым, ибо то против своей воли приносит пользу своими преследованиями, а последнее завидует первому, собирающему в отечество своих странников… Продолжением Царства Божия, горе состоящего из святых ангелов, этой лучшей части Града Божия, никогда не странствовавшей на чужбине, служит род благочестивых людей — менее совершенная часть Царства Божия, до времени странствующая вдали от отечества и пока только стремящаяся к нему»

«Грешно, когда ведущие жизнь добрую и отворачивающиеся от дел людей плохих снисходительно относятся к чужим грехам, от которых должны были бы отучать или которые должны были бы обличать, — относятся снисходительно потому, что боятся оскорблений со стороны дурных людей, боятся вреда в тех вещах, которыми они сами, как добрые и невинные, пользуются дозволительным образом, но с большей жадностью, чем следовало бы это тем, которые странствуют в этом мире, уповая при этом на горнее отечество»

«…прежде был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий к граду Божию… лишь только существование этих двух градов стало выражаться сменою поколений рождающихся и умирающих, первым родился гражданин этого века, а потом уже — чужой для этого века, принадлежащий к граду Божию, благодатью предназначенный, благодатью избранный, по благодати — странник земли, по благодати —гражданин неба»

«…мы знаем, что существует некоторый Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю Града Святого, не ведая, что Он есть Бог богов»

(«О Граде Божием»).

«Надежда моя, Христе Боже… Ты — Бог мой живой и истинный, Отец мой святой, Господь мой щедрый, Царь мой великий… вождь мой в отечество…

…В высоту идем, к покою Иерусалима. Но мы, находясь в теле, странствуем от Тебя, Господи, «не имеем, здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3:20)… вздыхаю неизглаголанными воздыханиями на месте странствования моего, где «уставы Твои были песнями моими» (Пс.118:54).

И, вспоминая Иерусалим, возвожу к нему чувство сердца, к Иерусалиму, отечеству моему, и к Тебе, Обладателю его… Я не возвращусь, пока Ты всего меня не соберешь от рассеяния в покой того любимого отечества»

«Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом

Господи, Царь мой, Боже всемогущий, Пастырь добрый приносит Тебе то, что Ты поручил Ему. Он, по совету Твоему спасти человека, приводит его к Тебе… чтобы заслуживший наказание удовлетворением Его получил прощение, и повинный за преступления геенне при таком Вожде уже наслаждался возвращением в отечество»

(«Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (из дополнений к сочинениям)).

«Если для сего тела презренного и тленного являешь Ты, Господи мой, столько великих и неисчислимых благодеяний… то каковы же, как велики и неисчислимы будут те блага, которые уготовал Ты любящим Тебя в ономнебесном отечестве, где узрим Тебя лицом к лицу?.. Если столько приятностей имеет темница; то сколько имеет ихотечество?»

«Блаженны те, которые изведены из опасностей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно блаженны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог… Издали видим тебя, отечество наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей, и со слезами усиливаемся, как бы то ни было, достигнуть тебя… Ты, Господи… слезящими очами издали, как звезду утреннюю солнце правды, едва видим Тебя, ожидающего нас на бреге небесного отечества. Вот к Тебе взываем Тобою искупленные, но и ныне еще пребывающие в изгнании» («Беседы души с Богом»).

«…мы, странствующие в удалении от Господа в настоящей смертной жизни (См.2Кор.5, 6), если желаемвозвратиться в отечество, где можем быть блаженными, должны пользоваться сим миром, а не наслаждаться им… Поскольку Она (Премудрость) сама есть истинное Отечество, то и соделала Себя путем для нас к Отечеству»(«Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия»).

Свт. Григорий Двоеслов:

«…мы все, что получили на пользу жизни, превращаем в виновность свою; но все, превращенное нами в пищу нечестия, превращается в орудие отмщения. Так, мы спокойствие человеческого мира превратили в суетную безпечность, земное странствование приняли за жилище в отечестве… Поэтому справедливость требует, чтобы нас било вместе все, что все вместе, по несправедливому принуждению, служило нашим порокам» («40 бесед на Евангелия», Беседа 35).

«…в настоящей жизни мы как бы на пути, которым продолжаем шествие к Отечеству» («40 бесед на Евангелия», Беседа 11).

«С поспешностью познавайте повеления Божии, таинства Искупителя, радости Небесного Отечества… с поспешностью снедайте Пасху, т. е. с усилием домогайтесь торжества в Небесном Отечестве. Никто не должен медлить на пути сей жизни, дабы не потерять места в Отечестве» («40 бесед на Евангелия», Беседа 22).

«Поскольку высшее оное гражданство состоит из Ангелов и человеков и, по нашему мнению, в него взойдет столько рода человеческого, сколько там осталось избранных Ангелов… то следует, чтобы сами уже люди,возвращающиеся в Небесное Отечество, при возвращении туда, подражали чему-либо, заимствованному из их сонмов» («40 бесед на Евангелия», Беседа 34).

«И есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к отечеству небесному не столько наставлениями, сколько примерами»

«Такою ревностью горел он о приобретении Господу душ, что, управляя несколькими монастырями, он в то же время ходил повсюду, по церквам, городам, деревням, даже по частным домам христиан и в сердцах своих слушателей возжигал любовь к отечеству небесному»

«С отроческих лет любовь к воздержанию возжгла в нем любовь и к отечеству небесному»

«Господь хранит тех, которые уничижают себя в настоящей жизни… сопричисляются к согражданам отечества небесного те, которые не стыдятся презрения со стороны людей»

«Праотец человеческого рода, за вину свою лишенный райских наслаждений, стал терпеть несчастие слепоты и изгнания, в котором и мы теперь находимся; через грех он вышел из себя самого и не может вкушать тех радостей небесного отечества, которыми прежде наслаждался»

«…жил в монастыре один брат по имени Антоний, который многими ежедневными слезами выражал жажду к радостям небесного отечества. Когда он с особенным старанием и с великою жаждою изучал Св. Писание, то искал в нем не предметов для познаний, но слез для сердечного сокрушения, дабы возбужденный ими ум распалялся и, оставляя земное, летел созерцанием в страну небесного отечества» («Собеседования о жизни италийских отцов»).

свт.Василий Великий:

«Изгнан ты из отечества? Но имеешь отечеством небесный Иерусалим» (Беседа 4 «О Благодарении»).

Свт. Григорий Богослов:

«Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество» (Творения).

Свт. Иоанн Златоуст:

«Святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники; нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду, не по гордости, но по великодушию, не по надменности, но по любви к мудрости… они пожелали быть странниками по отношению к скоротечному и преходящему, чтобы получить блага постоянные. Итак, они были странниками не потому, что не имели отечества, но потому, что стремились к отечеству вечному. Объясняя это, Павел говорил: “Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества” (ст. 14). Какого, скажи, отечества? Не прежнего ли, которое они оставили? Нет, говорит: “Если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; они стремились к лучшему, то есть к небесному. …которого художник и строитель Бог. Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» («Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может»).

«Не всегда мы будем в этой чуждой нам стране; но немного спустя переселимся в отечество наше… что пользы – в чужой стороне оставить богатства, а в истинном своем отечестве не иметь и необходимо нужного? Итак, умоляю вас, поспешим, пока еще есть время, перенести туда то, что приобрели здесь, в чужой земле» («Восемь слов на книгу Бытия»).

«В настоящем веке ты поставлен путником, а не господином; мы проходим в этом мире, пользуясь им, какгостиницей. Как путешественники, отдохнув недолго в гостинице, отправляются далее в путешествие, так и, совершая путь этой жизни, не долго поживши, как на постоялом дворе, мы уходим из здешнего жилища» (Беседа 5: «К тем которые высоко ценят настоящие блага и напрасно стремятся к житейской гордости»).

«Мы – странники и пришельцы: не будем же огорчаться ничем печальным… Так думай и теперь, что ты странник и пришлец, и пусть ничто не смущает тебя в этой чужой стране. Ты имеешь город, художник и строитель которого – Бог, а пребывание твое здесь кратковременно и непродолжительно. Пусть, кто хочет, бьет, обижает, поносит: мы – в чужой стране и живем в бедности. Тяжело потерпеть это в отечестве, между согражданами: тогда – это величайшее бесчестие и несчастье. Но если кто будет там, где у него нет ни одного знакомого, то ему все легко перенести… Оскорбляющие нас совсем не знают, кто мы такие, то есть, что мы – граждане неба, записаны в горнем отечестве и принадлежим к лику херувимов… и мы сидим в гостинице, ожидая наших спутников, идущих тем же путем…” (Прем.Сол.5:3)» («Толкование на Евангелие от Иоанна», Беседа 79).

«Настоя­щая жизнь есть странничество… И это есть самая лучшая и даже первая наука – знать, что мы странники в настоящей жизни. Древние исповедовали это и потому особенно прославились. Выражая это, Павел говорит: “Бог не стыдится их, называя Себя их Богом” (Евр.11:16).

Почему, скажи мне: “их“? Потому, что они признавали себя странниками и пришельцами. Это – корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином… Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не пи­тая сильной любви к горнему Иерусалиму?» («Толкование на 119 пс.»).

«Советую как вам, так прежде вас себе самому распяться миру и не иметь ничего общего с землей, но питатьлюбовь к горнему отечеству, к славе, которой ожидаем оттуда, и к вечным благам. Мы – воины Царя небесного» («Толкование на послание к ефесянам»).

«Все в этой жизни – и радостное, и печальное, есть только путь; и то и другое одинаково проходит; ничего нет в ней твердого и постоянного, но, подобно всему в природе, и радости ее и горе являются и исчезают. Как странники или путешественники, идут ли луговой поляной, или дикими пропастями, ни там не закрепляют себе навек радости, ни отсюда не выносят на всю жизнь печали, потому что они странники, а не местные жители, они только проходят через то и через другое и стремятся к своему отечеству, – так прошу и вас ни светлой стороной настоящей жизни не увлекаться, ни в горестях ее не погружаться с головой, а смотреть всегда на то только, каким бы образом с полным дерзновением явиться в общее всем нам отечество. Вот это есть постоянное, прочное и бессмертное благо; а все прочее – цвет травной, дым, или что-нибудь еще ничтожнее того» («Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест, что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне»).

«Настоящая жизнь есть лишь путь, а тамошняя жизнь есть отечество» («К Халкидии»).

Свт. Кирилл Александрийский:

«Воля же Отца состоит в том, чтобы человек оказался причастным Святаго Духа и из земного сделался небесным гражданином» («Толкование на Евангелие от Иоанна», кн. 2, Библиотека отцов и учителей Церкви, т. IX, Паломник, Москва, 2001, с. 590).

Свт. Софроний Иерусалимский:

«…мы также являемся путниками, пробегающими краткую стезю нашей жизни и совершающие наш путь; и одни, прожив прекрасным, святым образом жизнь, достигают Небеснаго Царства, где — наше жительство…» («Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таин»).

Прп. Симеон Новый Богослов:

«…весь мир сделается совершеннейшим паче всякого слова. Сделавшись духовным и божественным, соединится он с умным миром, явится некиим мысленным раем, Иерусалимом небесным, некрадомым наследием сынов Божиих. Этой земли не наследовал еще ни один человек: все мы странники и пришельцы. Когда же земное соединится с небесным, тогда и праведники наследят ту землю, обновленную уже, которой наследниками имеют быть те кроткие, кои ублажаются от Господа» (Слова, слово 45).

Свт. Илия Минятий:

«…если мы смертны, если мы одна горсть земли, не сегодня завтра умрем и истлеем, если и самый мир этот временный, – «преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7, 31), — говорит Павел; если здесь мы только странники и наше отече­ство на небесах – «не имамы… зде пребывающаго града» (Евр. 13, 14), но «наше… житие на небесех есть» (Флп.3, 20); если мы имеем господином и Отцом одного Бога, если в святом креще­нии мы обещали Ему быть верными рабами, то послужим Богу всем помышлением нашим, всей нашей душой и всей крепо­стью нашей. Мир лживый и суетный! Пусть тебе служит и ра­дуется тобой тот, кто не надеется наследовать рай и не верует в Христа распятого»(«О пути узком и пути широком. Слово на Евангелие от Матфея. О служении Богу и мамоне»).

«Братья, ведь все мы – странники в этой жизни, полной печали» («Слово в 1-ую неделю поста. О предопределении»).

Свт. Тихон Задонский:

«Пришелец или странник

Кто отлучился из своего дома и Отечества и живет на чужой стороне, тот там пришелец и странник, как россиянин, находящийся в Италии или в иной какой земле, там пришелец и странник. Так и христианин, от небесного Отечества удаленный и в многобедственном мире этом живущий, пришелец и странник. Об этом святой апостол с верными говорит: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). И святой Давид это исповедует: «Cтранник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). И еще молится: «Пришлец аз есмъ на земли; не скрый от мене заповедей Твоих» (Пс.118:19)… истинные христиане ищут славы на небесах, где Отечество их… Страннику на чужой земле жить скучно. Так и истинному христианину в этом мире жить скучно и скорбно. Ему в этом мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от небесного Отечества. «Горе мне, — говорит святой Давид, — что жизнь моя в переселении продолжительна» (Пс.119:5). Так и прочие святые об этом сетуют и вздыхают. Страннику хотя и скучно жить на чужой земле, однако живет ради нужды, ради которой из Отечества своего отлучился. Так и истинному христианину хотя и скорбно жить в этом мире, однако, пока Бог велит, живет и терпит это странствование. У странника всегда в уме и памяти Отечество и дом свой, и желает он возвратиться в Отечество свое. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда имели в мысли и памяти Отечество свое, Иерусалим, и усердно желали возвратиться в свое Отечество. Так и истинные христиане в этом мире, как на вавилонских реках, сидят и плачут, поминая горний Иерусалим — Отечество небесное, и к нему с воздыханием и плачем возводят свои очи, и желают прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», — воздыхает Павел святой с верными (2 Кор.5:2)… Отсюда видишь, христианин:

1) Жизнь наша в этом мире есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: «Вы пришельцы и переселенцы предо Мною» (Лев 25:23).

2)Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны…

4) Человеку-христианину, живущему в мире, нечего более желать, как вечной жизни, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).

5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мира отлучиться, пока душою от мира не отойдет.

6) Кто в этом мире ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мир, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.

Гражданин

Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет… Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог» (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей — Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем… Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле» («Сокровище духовное, от мира собираемое»)

«Что значит быть странником и пришельцем в мире этом?

“…будь в мире этом как «странник и пришелец» (1Пар 29:15), если хочешь первейшим делом спасение вечное иметь, и такую Божию благодать, поданную нам, благодарно принять, — и так спасешься. 5) Знаю я, что ты спросишь у меня: что значит быть странником и пришельцем в мире этом? Ответ. Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находящийся в немецкой или турецкой земле, пребывает там как странник и пришелец. Так христианин, от отечества небесного и дома Божия удаленный и в многобедственном мире этом находящийся, есть странник и пришелец… Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище», — говорит Павел святой с верными (2Кор 5:2). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, — и так благодатью Божией спасешься» («Письма келейные», письмо 1).

«Что нужно делать, чтобы иметь живую веру?

«…Уверься точно, что ты в этом мире странник, пришелец и в пленении находишься, а отечество твое и дом твой не здесь, но на небесах, и там наследие твое, сокровище твое, слава и честь уготована от Бога… то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыхание и желание твое посылать будешь, по слову Христову: «Где сокровище твое, там будет и сердце» твое (Мф.6:21; Лк 12:34)» («Письма келейные», письмо 4).

«Каковы признаки живой веры в человеке?

“…вера живая с неба приходит и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире этом на пути и странствовании находится, и потому «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10). Отсюда желания и воздыхания верных душ видим во псалмах, которые они возводят к отечеству горнему и благам его, странствуя в мире этом, как на земле чужой»(«Письма келейные», письмо 5).

«О мудрости христианской

“…5) Человек, в мире этом живущий, есть странник, пришелец и путник. Входит в мир и, немного пожив, отходит от мира подобно тому, кто, побывав на чужой стороне, опять в отечество и дом свой возвратится… Мудр, кто понимает это. Блажен, кто живет в мире этом как путник, пришелец и странник, и всегда к отечеству своему горнему возводит душевные свои очи. 6) …мы как странники, пришельцы и путники пребываем в мире этом, и на путь сей восходим в рождении, а оканчиваем его при смерти» («Письма келейные», письмо 6).

«Кого можно назвать истинно богатым

“…сыновья царствия, истинные христиане, презрев все сокровища мира сего, всем желанием стремятся к горнему. Там их отечество… Уверься точно, что ты странник и пришелец здесь, и тогда познаешь прелесть, и доволен будешь тем, что имеешь, хотя и малое, и все в мире со страхом, как странник и пришелец, употреблять будешь. Ибо кто на пути обременяет себя? Не скорее ли всякое бремя свергает, чтобы легче идти? Кто в чужой стране скрывает сокровище себе? Не в отечество ли свое пересылает? На пути и в чужой стране ты, христианин! К горнему Иерусалиму позван ты, и там тебе отечество Бог показал. Почему ж на пути и в чужой стране хочешь обогащаться? Ведь туда этого богатства не возьмешь, а все оставишь здесь, в чужой стране» («Письма келейные», письмо 10).

«Значение слов «единое на потребу»

“…Пусть мир мирское любит, пусть иные здесь ищут чести, иные славы, иные сокровищ, пусть иные о земном и вотчинах заботятся, и стараются оставить имена свои на землях… Пришельцы и странники мы на земле чужой. Отечество наше не здесь, о христиане!» («Письма келейные», письмо 11).

«О мире, о христианском пути

“1) Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На этот путь во время рождения восходим, а во время смерти его оканчиваем. И каждый живущий на земле — путник…

2) Если жизнь наша на земле — путь, и мы путники, «пришельцы и странники, как и все отцы наши» (1 Пар 29:15; Евр.11:13; Пс.38:13), то Отечество наше, дом наш, место упокоения нашего, наследие наше не здесь, иначе бы всегда неисходно должны пребывать здесь. Итак, почему на пути скрываем сокровища наши? Почему на пути и в странствовании ищем чести, славы и утешений? Почему мир сей как Отечество наше принимаем?..

12) Блажен и мудр, кто здесь, в мире сем живет так, как путник, как странник и пришелец, и, «не имея здесь постоянного града, ищет будущего, которого художник и строитель Бог» (Евр.13:14; 11:10)…Безумен и окаянен тот, кто в мире сем, на пути сем, в изгнании сем, пленении и странствовании сем, как в Отечестве живет» («Письма келейные», письмо 15).

«О значении выражения «изыди от мира»

Истинные христиане непременно от мира изыдут, не ногами, но сердцами и помышлениями… Мы странники и пришельцы на земле, как и отцы наши. Отечество наше — небо, для которого мы созданы, и святым Крещением обновлены, и Словом Божиим позваны. Что же нам, странникам и пришельцам, остается делать, как здесь в мире этом телом жить и ногами ходить, пока Бог не позовет нас отсюда, но сердцами и помышлениями в отечестве своем пребывать; и ни о чем, кроме нужного, для жизни этой не заботиться… Там наше отечество, там дом, там Отец наш, там братия наша… Туда сердце наше и помышления наши и желания наши возводить должно» («Письма келейные», письмо 22).

«XV. …мы странники и пришельцы в мире этом: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», по словам апостола (Евр.13:14). Это показывает, что следует нам скоро или не скоро странствование это окончить иприйти в отечество. Потому и должны мы находиться в мире этом, как странники и пришельцы…

XVI. мы, странствующие в мире этом, как в чужой стране, должны мысль свою обращать к небесному отечеству, где Отец наш, Которому молимся: «Отче наш, иже еси на небесех»; где дом наш… где лица святых, от начала мира поживших и после странствования своего на земле, трудов, подвигов и скорбей в царстве небесном упокоившихся»(«об истинном Христианстве», кн. 1).

«Горящий любовью к Богу человек так живет на земле, как если бы имел жительство свое на небе, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни этой презирает, поспешая к отечеству своему» («Плоть и дух», гл. XX «Любовь к Богу», «Святой Златоуст об этом»).

«Благочестивые не от мира сего, но отечество их — небо, ибо мир сей они презирают; потому и ненавидит их мир, как не своих: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир, — говорит Христос (Ин 15:19)…

Бог попускает на добрых напасти, чтобы они помнили, что не здесь их отечество, но на небесах, где Отец их Небесный, и так не любили бы суеты, не имели бы здесь пребывающего града, но грядущего искали (Евр 13:14)» («Плоть и дух», гл. XXVI «Узкий и пространный путь», «Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят»).

«Христиане все в этом мире пришельцы и странники, отечество их — небо, где и Отец их: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф 6:9)! Потому к отечеству небесному мыслью стремиться должны, а не к земному прилепляться» («Плоть и дух», гл. ХХVII «Презрение мира», «Причины, побуждающие к презрению мира»).

«Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь в этом мире, как странник и пришелец»(«Отечник…»).

Свт. Иоанн Тобольский:

«По премудрому Божественному совету бывает, что во время сего земного странствия жизнь избранных Божиих возмущают скорби. Жизнь временная есть путь к отечеству небесному, и по Божиим не испытанным судьбам люди подвергаются ежедневным скорбям, дабы не возлюбили самого пути вместо отечества. Для того путь мира многотруден, чтобы люди, наслаждаясь отрадою в нынешней жизни, и как бы пленяясь красотою пути, вместо того, чтобы скорее перейти его не пожелали долее шествовать по нему, и увеселяясь на пути, не забыли того, что ожидает их в отечестве» («Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную», гл. 6).

Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского:

«Буди благословен день и час, в оньже Господь Бог мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Блж.Феофилакт Болгарский:

««Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20).

Итак, мы должны думать о вышнем, должны стремиться к нашему отечеству, где нам назначено жить, так как Господь и Царь наш там, и оттуда мы ожидаем Его пришествия во славе Отца со святыми ангелами» (Толкование).

Свт. Иннокентий Аляскинский:

«…мы на земле странники, пришельцы и путешественники; дом и отечество наше – там, на небесах, в Царствии небесном» («Указание пути В Царствие Небесное»).

Свт. Филарет Московский:

«Вы оправдаете меня, братия, в том, что я не соглашусь поправлять, или ослаблять слов Апостольских в угодность непонимающих. Я стою твердо в Апостольском уверении, что житие наше на небесех есть. Чтобы сделать истину сию внятною и ощутительною, надлежит различить и сравнить жизнь временную и вечную, телесную и духовную.

Если бы городскаго жителя, во время путешествия, в поле, или в деревне, спросили: где он живет? без сомнения, он не сказал бы: вот здесь на дороге, или вот здесь в сельской гостинице; но сказал бы, что живет в городе, где у него дом и семейство, хотя бы во время вопрошения и далеко был от города. И справедливо: ибо мы живем не там, где случайно странствуем, где ночуем в постоялом доме, но где имеем постоянное пребывание. Примените сие к Апостолу: и просто будет его необычайное по первому виду изречение. Святый Павел жизнь временную представлял только странствованием, землю – не больше, как постоялым домом; как мысль странника упреждает его, и находится уже в доме, когда он еще на пути, так сердце Апостола, во время земнаго странствования, было уже там, идеже есть сокровище его, где Бог живет во свете, где Христос царствует во славе, где обители Святых и жизнь их истинная и вечная. Так он мыслил и чувствовал, такия мысли и чувствования предполагал и во всех Христианах, как участниках той же веры, как наследниках той же вечной жизни: и потому не о себе только, но вместе с собою и о всех нас уверительно сказал: житие наше на небесех есть» («О нашем житии на Небесех»).

Прп. Макарий Оптинский:

«Там, на небесех, наше отечество, туда все помышления наши да стремятся, к одной сей цели, как месту упокоения: мы должны идти, оставляя за собою все попадающееся на пути сем» (Письма, письмо 446).

«Мы должны помнить, что все мы смертны и здесь странники и пришельцы, а отечество наше на небесах есть, к коему и должны стремиться» (Письма, письмо 326).

Свт. Феофан Затворник:

«Пришлец я на земле – эту мысль всякий должен носить в сердце своем; не имею здесь пребывающего града, но грядущего взыскую; отечество мое не здесь: тут я случайно, на время, странник. Прямое отсюда следствие такое: если я странник, то мне нечего здесь заводиться всем на долгие лета или навсегда, что ко всему здесь я должен относиться, как к чуждому мне, не касающемуся меня, держать себя так, как в гостинице: отдыхать лишь, а там опять в путь; делать все мимоходом и принимать, как мимоходное, имея одно только в мысли и желании –безостановочно шествовать верным путем в свое отечество.

…Вступивший на этот путь причисляется самым делом к Иерусалиму небесному и тамошним, так сказать, начинает дышать воздухом. Если так, то чувство странничества наземного не должно отходить от него; потому что, как только отойдет оно, человек выступает из своего чина, — из тамошнего, по сердцу, становится здешним и, переставая дышать тамошним воздухом, замирает, имея только вид, что жив, тогда как на деле мертв.

Ничто так не пагубно для жизни по Богу, как забвение этой коренной истины…

Мы – странники на земле… странниками становимся, когда возродится в нас тяготение к небесному отечеству, и мы станем отчуждаться от всего здешнего… словом и делом являть, что мы странники и пришельцы…

Тот, кто в духе стал странником, всегда встречает неприязнь. Нападающие явно, теснящие, гонящие не так опасны, как опасны невидимые враги, действующие на ум и сердце и благовидностию прикрывающие пагубные внушения свои… внушения благовидные не всегда разгадаешь, не всегда увидишь, что под ними кроется». (Толкование на 118 пс., ст. 19).

«Место пришельствия это – настоящая жизнь… Здесь – мы пришельцы, а у Бога – свои. Потому-то апостол говорит, что в доме Божием по призвании к вере мы уже не страннии и пришельцы, но сограждане святых и домашние Божии; а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира; кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле…» (Толкование на 118 пс., ст. 54).

«…Так ведет нас вера к Небесному Отечеству нашему…» (Толкование на 118 пс., ст. 105).

«На небесах наше отечество, а здесь — гостиница; не люби же однодневной гостиницы, ибо перестанешь стремиться к Небесному Отечеству» («Рукописи из кельи»).

«Наше 6о житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, по действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая» (Флп. 3, 20).

Наше бо житие на небeсех есть. «Не будем же искать покоя здесь, на земле; пожелаем сделаться славными там, где и житие наше» (святой Златоуст).

Житие, πολιτευμα,— гражданство, отечество, наш город вышний Иерусалим. Туда стремиться надо, туда готовиться, к тамошним законам и нравам привыкать, а не о земном мудрствовать. Πολιτευμα — значит еще и образ жизни и занятий, как говорят: его вся жизнь в том-то или том-то, чтоб означить, что он тем только и занят. Небом надо нам быть занятым, там сердцем быть, там мыслями; там да будет сокровище наше, там и все надежды наши. Мы стоим в совершенной противоположности с теми, кои не поднимаются выше земли» (Толкование на послание апостола Павла к филиппийцам).

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

«Не люблю я, чтоб странники земные были безумно веселы: это нейдет странникам, изгнанникам, которых ждет смерть, суд, двоякая вечность, блаженная или горестная. Люблю, чтоб они были спокойны, спокойствие – признак, что странник с благословенною надеждою в сердце.

…Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой…

В терпении вашем стяжите души ваши, – сказано странникам земли: потому что путь наш узок и прискорбен» («Письма к мирянам», письмо 180).

«Благополучно-ли Вы совершаете Ваше земное странствование? Случается человеку во время этого странствования заглядеться на предметы, представляющиеся взорам; ему кажется: шествие его к вечности остановилось. Это обман очей души. Мы идем и идем, – не останавливаемся ни на минуту.

Страннику земному на трудном пути его, чтоб он не заблудился, воспевается духовная песнь. Содержание ея: «Воля Божия, святейшия заповеди и веления Божий». «Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего», — сказал вдохновенный Давид» («Письма к мирянам», письмо 182).

«Какой сладостный, духовный, высокий плод пожинают погружающиеся умом и сердцем в Слово Божие, поверяющие по глаголам сей Небесной премудрости опыты своего земнаго странствования!» («Письма к мирянам», письмо 262).

«Ощущение странничества не есть фантазия, не есть следствие размышлений, не есть умствование, это невольное чувство сердца, движущееся само по себе, независимо от нашего произволения. Это голос благодати, сообщенной нам святым крещением» («Письма к мирянам», письмо 265).

«Несется святая Церковь по водам житейского моря в продолжении всего земного странствования своего, чрез столетия, чрез тысячелетия. Принадлежа к миру по вещественному положению, она не принадлежит к нему по духу, как и Господь сказал Церкви в лице Апостолов: «От мира несте, но Аз избрах вы от мира»: по телу, по потребностям тела вы принадлежите миру; по духу вы чужды мира, потому что принадлежите Богу, Которого мир возненавидел…

Странствует по водам житейского моря, стремится к вечности каждый истинный христианин. На море вещественном не может быть постоянного жилища; на нем живет одно странствование: и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гроб»(«Аскетические опыты, т. 1, «Житейское море»).

«Я-странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю-гробом» («Аскетические опыты», т. 1).

«Земля-юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль ограниченного временем страдальческого пребывания существ, утративших свое первоначальное достоинство и жилище, утративших здравый смысл» («Аскетические опыты», т. 2).

«Темная страна-земля! Она-страна изгнания преступников, осквернивших рай грехом» («Аскетические опыты», т. 4).

«Земля – изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на Небо»(«Аскетические опыты», т. 4).

Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Наше же жительство — на небесах (Фил. 3, 20), говорить апостол. Мир с его благами не достоин нас: небо должно быть у нас в мыслях и в сердце»

«Лучшие на земле минуты — это те, в которые мы горняя мудрствуем, вообще, когда познаем или защищаем истину, эту небесную жительницу, гражданку. Тогда только мы истинно живем. Значит, существенные выгоды душевные требуют того, чтобы мы наичаще возносились превыше земли, гор, на небо— где истинная жизнь наша, истинное Отечество наше, ему же не будет конца»

«Человек — странник на этой земле к небесному Отечеству»

«Не забывай, христианин, что ты по крещению, миропомазанию и причислению к Церкви – гражданин неба и отечества небесного, куда Предтечею вошел наш Искупитель Христос Бог, Матерь Божия и все святые, ветхозаветные и новозаветные»

«Для чего святая Церковь ежегодно воспоминает и празднует высочайшие события христианского мира… чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане, званые к небесному отечеству»

«…трудно богатому войти в Царствие Божие, ибо нельзя упование на бездушное богатство и счастье земное делать своей целью, а не отечество небесное»

«Должно убить в себе земную любовь, любовь (страсть) к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести, и оживить любовь к небу – истинному отечеству, к душе – небесной гражданке»

«О если бы всем нам благополучно высадиться на берег небесного отечества!»

«Что такое жизнь наша? Продолжительная, кровопролитная война за обладание истинным отечеством и за истинную свободу…

Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие и любостяжание, любодеяние; оно-то совсем отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небесного отечества»

«Настоящая жизнь есть изгнанничество: изгна его, сказано, Господь Бог из рая сладости (Быт. 3, 23), и мы все должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему отечеству. «Владыко, вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя» (троп., поемые на “Непорочн.” в суб.)»

«Христианину, позванному в небесное отечество, страннику и пришельцу земному, не должно ни к чему земному прилагать сердца, но прилепиться к единому Богу»

(«Моя жизнь во Христе»).

Прп. Симеон Псково-Печерский:

«…ты странник на пути к вечной жизни, самоотверженно по этому пути и шествуй»

«Оставь землю. Наше жилище – на небеси суть»

«Думай: я здесь в мире временно, я – путник, не сегодня – завтра отойду»

(«Мы всегда под крылом Божиим: Жизнь и поучения архимандрита Серафима (Розенберга), старца Псково-Печерского монастыря»).

Прп. Иустин (Попович):

«Благодаря Господу Иисусу Христу мы — существа небо-земные; хотя и обитаем на земле, наше жительство – на небесах (Флп.3,20)» (Собрание творений…, М.: Паломник, 2006, с. 500).

Свт. Николай Сербский (Велимирович):

«Никогда ни мать, ни жена, ни дети, ни отечество не заплатят за тебя дороже, нежели заплатил за тебя Христос Спаситель… О блаженный трепет и ужас, охватывающий человека, когда для него отверзнется небо, и он услышит глас из бессмертного и славного отечества своего, истинного отечества своего!» (Беседы, кн. 2, М.: “Лодья”, 2003, сс. 350-366).

«В Священном Писании Божием много раз говорится, что мы странники и гос­ти на этом свете. Но даже если об этом и не было бы сказано в Священном Пи­сании, каждый разумный человек вскоре понимает это. Размышляя о жизни на этом свете и посещая кладбища, и старые и новые, каждый разумный че­ловек неминуемо доходит до осознания этого.

А как только он дойдет до осознания этого очевидного факта, разумный че­ловек мучительно ищет ответы на три вопроса:

Если мы путники, то где цель нашего путешествия?

Если мы чужие на этом свете, то где наше отечество?

Если мы гости, то у кого мы в гостях?

На Балканах, всегда и всюду, можно услышать ответы на эти три главных воп­роса жизни. Причем ответы дают про­стые люди, самые простые мужчины и женщины, ибо привилегия простого христианского народа в том, что, не зная многого, он знает главное.

И поэтому на первый вопрос: «Если мы путники, то где цель нашего путешествия?», народ отвечает: Мы не от мира сего, но с того света. Или отвечает так: Мы от неба, а не от земли.

А на второй вопрос: «Если мы чужие на этом свете, то где наше отечество?», народ отвечает: Отечество наше там, где Отец наш. Или отвечает иначе: На этом свете мы чужаки, а на том мы дома.
И на третий вопрос: «Если мы гости, то у кого мы в гостях?», народ отвечает: Слава Богу, мы Его гости на земле.

Многомиллионные массы народные на наших святых Балканах на протяжении веков и из поколения в поколение давали именно такие типичные ответы. Итак, Мы не от мира сего, но с того света. Отечество наше там, где Отец наш. На этом свете мы чужаки, а на том мы дома. Слава Богу, мы Его гости на земле. В этих простых недвусмысленных от­ветах выражено наше позитивное пони­мание жизни. В этом целиком вся жиз­ненная философия, которая никого не довела до разочарования и самоубийст­ва. В ней из века в век легко сочетались и упорядочивались личная жизнь человека и общественная жизнь людей» («Земля недостижимая»).

«Всемогущ и Всеблаг Бог наш… О, обратим к Нему лица и поторопимся в свое истинное отечество, в сретение Богу нашему, Богу Всемогущему и Всеблагому» (Беседы, М.: “Лодья”, 2003, сс. 166-184).

«Так и некие люди из удаленной от Бога страны, оледеневшей и помраченной грехом, не поверили апостолам, когда те начали благовествовать им о живом Боге, сущем на небесах, об Отце, Который призывает к Себе всех, желающих называться Его чадами; о Сыне Божием, Который явился в мире как Человек, жил с людьми, пострадал за людей, воскрес в силе и вознесся во славе; о Духе Святом, Который сошел на них и наделил их дарами небесными; о светлом и бессмертном отечестве нашем на небесах, от которого нас только грех разлучил; о чистоте жизни, которая требуется от нас, дабы мы могли возвратиться в это свое небесное Отечество»

«…для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь ивозвращением в отечество свое»

(Беседы, кн. 2, М.: “Лодья”, 2003, сс. 318-328).

«Постом человек изводит душу свою из земной темницы и пробивается чрез мрак бессловесной жизни к свету Царства Божия, прямо к Отечеству своему» ((Беседы, кн. 2, М.: “Лодья”, 2003, сс. 197-211).

««Нечто великое напоминают нам волхвы тем, что они возвращаются в свое отечество иным путем. Наше отечество есть Рай; поелику мы познали Иисуса, нам запрещается возвращение в Рай тем путем, коим мы идем. Ибо мы ушли из своего отечества путем гордости, непослушания, пристрастия к видимому миру, вкушения запретных плодов; а для возвращения должно идти путем плача, послушания, презрения видимого, обуздания плотских вожделений.» Свт. Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия, книга I, беседа X.)» (Беседы, кн. 2, М.: “Лодья”, 2003, сс. 62-81).

«Душа тоскует по своему Небесному Отечеству, где находятся ее житницы и ее родники» (Беседы, М.: “Лодья”, 2003, сс. 382-393).

«Христос напоминает людям об их изначальном Отечестве, во свете лица Божия и в обществе ангелов» (Беседы, М.: “Лодья”, 2003, сс. 78-91).

Сщмч. Михаил Селищенский:

«Ваше Отечество на Небесах» (Проповедь на Рождество Христово).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: