Проблема сознания и познания в истории философии

Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании дает фи­лософия.

Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования созна­ния: линия Сократа и линия Платона

С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире.

В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возро­дила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового Времени в лице Де­карта, Бэкона. Дж. Локка поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчеркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум.

С точки зрения сенсуализма, главным в формировании сознания являются чувства.

Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, кото­рые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограни­чены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.

Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель считал, что сознание зависит от изменения истории.

Материалистическое понимание сознания и познания связано с естествен­ными науками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: