Анализ проблемы человека начинается в религиозно-философских -учениях. В буддизме - смысл человеческой жизни - достижение внутреннего совершенства. В древнекитайской философии человек и мир рассматривается как единое целое, живой организм. Цель - человека стремление к гармонии, внутреннему совершенству. Проблема человека и смысл жизни рассматривалась в учениях Сократа Платона.
Сократ считает главным разум и внутренний нравственный закон человека. Нравственность определяется знанием.
Платон считал, что нравственность - не знание, а врожденное качество человека. Платон рассматривает тело как темницу души, а душу как бессмертную ценность. Природа человека - это единство душевных и телесных свойств. Аристотель отверг идею Платона о бессмертии души и ее перевоплощениях.
По Аристотелю существуют три вида души: -
- Растительная, свойственная всем живым существам;
- ощущающая, свойственная животным и человеку;
- разумная, свойственная только человеку. – человек выше всех других - - - животных прежде всего разумом. Он вершина мировой иерархии, внутренне связан с природой и противостоит ей. Благодаря воспитанию и воле человек может приобрести такие добродетели, как мудрость, разумность, благоразумие, мужество, щедрость, благородство, справедливость, и др. При этом аристотель подчеркивал, что в процессе воспитания необходимо учитывать различия в прирожденных свойствах людей. Человек в философии древних греков занимает особое (высшее) место в организации вселенной. Человек должен строить свою жизнь в соответствии с природой.
В философии древней греции человек - часть космоса. Они называли человека - микрокосмос, отражающий в себе макрокосмос.
Христианская концепция человека.
В раннем христианстве существовала концепция Богочеловека. Позднее человек рассматривается и как творение бога, и как микрокосмос. Человек в христианской философии смыкается с миром природы и через нее с богом. Христиане должны терпеливо ждать прихода вечного царства Божия. Путь к нему - через нравственное совершенствование человека. Христианство рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе отпечаток Бога.
Теоретиками христианской философии является Аврелий Августин, Фома Аквинский и т.д.