Философии психоанализа создавалась австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она постепенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.
Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида инстинктами (главными из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.
Социальные запреты, подавляя энергию инстинктов, вынуждают ее искать обходные пути. И она проявляется в виде неврозов, сновидений забывания неприятного и т.д.
Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это тёмный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано. Здесь и эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.
Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех основных позиций:
- топической (с точки зрения строения);
- динамической (с точки зрения их проявления);
- экономической (т. е. энергетической).
Первоначально топическая система была представлена у Фрейда тремя уровнями: бессознательный, предсознательный. сознательный. С начала 20-х годов 20-ого века Фрейд выделяет другие уровни:
- СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО
- Я – ЭГО
- ОНО – ИД
С точки зрения Фрейда, источником энергии психических процессов является ОНО - ИД. ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.
Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), которое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.
СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоенные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовместимы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта.
Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью защитных механизмов:
- Вытеснение – это процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, изгоняются из сознания в сферу бессознательного, при этом они продолжают влиять на поведение индивида в форме неосознанного чувства тревоги, страха и т.д.
- Рационализация - это сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего поведения для того, чтобы обеспечить состояние внутреннего комфорта и предотвратить переживания вины или стыда.
- Сублимация — это преобразование (переключение) инстинктивных форм психики в более цивилизованные ее формы (творчество, политику).
- Регрессия - это форма ухода личности от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.
Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем:
- бессознательных мотивах в поведении человека;
- соотношении нормальных и патологических явлений психики;
- роли сексуального фактора;
- ее защитных механизмах;
- влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека.
Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессознательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культуре. Поэтому культура, особенно европейская, по мнению Фрейда несовершенна. Она запрещает человеку его влечения, а человек в свою очередь ненавидит запрещающую культуру.
По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры превращается в невротика.
Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО, тем самым дать возможность Я свободно и разумно строить самого себя. Человек, зная о роли бессознательного в своем поведении, способен установить компромисс между СВЕРХ - Я и ОНО.
Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся сильнее ОНО, что человек должен постоянно, укрепляя в себе Я, освобождаться от подсознательного, что людям нужно знать о бессознательном, чтобы быть свободным в своем поведении.
Учение Фрейда использовали некоторые деятели искусства, которые сбросили со счетов СВЕРХ - Я, предложили людям освободиться от социальных норм и прежде всего от стыда, который был объявлен ложным и мешающим жить чувством. Мир искусства занялся бесстыдным показом всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов, забыв о главном в учении Фрейда - победить ОНО.