double arrow

Зигмунд Фрейд


Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) является основоположником психоанализа — метода, который впервые позво­лил лечить психические расстройства посредством психического же воздействия. Психоанализ нельзя однозначно причислить к фило­софским учениям, но в то Же время в нем слишком много ненаучно­го, «спекулятивного» для строгой медицинской теории. Многие уче­ные и врачи до сих пор относятся с недоверием к психоаналитичес­кой практике.

Вытеснение из памяти нежелательных воспоминаний. Занимаясь исследованиями женской истерии, Фрейд пришел к выводу, что у его пациенток имелись скрытые источники душевных травм. Он убедился, что часто больные не помнили многих внутренних и внешних обстоя­тельств своей жизни, но вспоминали их под гипнозом. Поэтому Фрейд решил применять гипноз, чтобы вызывать у пациентов воспоминания о травматических событиях в их судьбе. Описывая эти события, че­ловек, как правило, освобождался от их гнета. Позже он отошел от гипнотической практики, заменив гипноз методом «свободных ассо­циаций». Метод заключался в том, что больному предлагалось сосредо­точиться на своей болезненной идее, размышляя о ней вслух. Врач при этом записывал все возникавшие у пациента ассоциации. То, о чем больной умалчивал, считалось самым главным и исследовалось.

Фрейд предположил, что «забываются» чаще всего те события, воспоминания о которых мучительны и вызывают у больного чувство стыда. Отсюда механизм истерии представлялся в следующем виде:

если то или иное воспоминание для человека неприятно, то наше со­знание его блокирует, не давая ему выхода, и оно вытесняется в ту область психики, которая непосредственно не доступна сознанию. Задача врача-психоаналитика состоит в том, чтобы освободить чело­века от груза негативных воспоминаний, хранящихся в подсознании, переработав их в нечто приемлемое для нормальной жизни. Эти идеи стали основой для создания теории психоанализа, разработанной в

Тема 19. Психоанализ

работах Фрейда: «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удо­вольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923) и др.

По Фрейду, в каждом человеке присутствуют разнообразные по­требности, влечения и желания. Но человек, удовлетворяя то или иное желание, делая тот или иной выбор, вовсе не свободен, так как на наши предпочтения, желания, вообще на процесс выбора оказы­вают влияние бессознательные факторы, имеющие в своей основе биологическую природу. Для наглядности того, как устроена наша психическая деятельность, часто приводят пример с айсбергом, где верхняя надводная часть ледяного острова сравнивается с сознанием, а нижняя, подводная и наиболее массивная — с бессознательньм. Но именно эта невидимая часть составляет основную массу айсберга-психики и, следовательно, определяет курс движения ее осознавае­мой части. "




Концепция сексуальности. Из биологических факторов, лежащих в «подводной» части и определяющих наше поведение, Фрейд выделя­ет в качестве главного сексуальность. Исследуя природу сексуальнос­ти, он делает важнейшее заключение о том, что сексуальность как значимый фактор психической жизни возникает задолго до полового созревания человека — практически с момента рождения ребенка. При этом следует обратить внимание на то, что Фрейд отделяет по­нятие сексуального от генитального (т.е. того, что относится непо­средственно к половым органам). Сексуальное — все то, что достав­ляет физическое удовольствие. Так, например, младенец, сосущий соску-пустышку, не получает при этом пищи, но испытывает удо­вольствие, которое, по Фрейду, может быть названо сексуальным.

В соответствии со своей концепцией детской сексуальности Фрейд выделяет оральную, анальную и фаллическую фазы развития ребенка, которые заканчиваются формированием так называемых комплексов (внутренних конфликтов психики). Эти комплексы с возрастом вытесняются в бессознательное, но всю жизнь оказывают влияние на психику человека. Причины многих неадекватных по­ступков взрослых людей, с точки зрения Фрейда, надо искать в «не­отработанных» детских комплексах.

В возрасте 3—5 лет ребенок начинает осознавать факт полового различия между людьми, и это различие должно быть им как-то уясне­но. Но дети в силу своего недостаточного жизненного опыта неаде­кватно понимают это различение. Мальчик считает, что девочка — это наказанный («кастрированный») мальчик, отсюда возникает страх, что его самого могут так наказать. Этот страх возникает по отношению к отцу как более сильному «сопернику» за обладание матерью.




Раздел VII. Современная западная философия

Тема 19. Психоанализ

У мальчиков в возрасте 3—5 лет формируется так называемый Эдипов комплекс. Страх или комплекс кастрации является его состав­ной частью. Этому комплексу дал название древнегреческий миф об Эдипе, сыне царя Лая, который убил своего отца и женился затем на собственной матери, не зная о своих родственных отношениях с ними. Мнение Фрейда заключается в том, что ребенок связывает свои сексуальные желания с личностью матери, а отца рассматривает как соперника, даже ненавидит его, но уважает.

Для девочек характерен «комплекс Электры*. Он также проявляет­ся на фаллической стадии развития и связан с неосознанным сопер­ничеством с матерью за отца. Фрейд считает, что дочери испытывают скрытые эротические чувства к отцу. В противоположность «страху кастрации» мальчиков у девочек возникает «зависть к пенису».

Преодоление комплексов. В «Эдиповом комплексе», как и в «ком­плексе Электры» усматривается неосознанная тяга детей к инцесту (со­вокуплению родителей с детьми), которая преодолевается с помощью осознания и уяснения сексуальных запретов, сформированных челове­ческой культурой. Конфликт же однополых детей и родителей преодо­левается с возрастом по мере того, как дети начинают отождествлять себя со своими родителями (мальчик с отцом, девочка с матерью), ус­ваивая их стереотипы поведения, ценности и привычки. Этот процесс получил название интериоризации (внутреннего усвоения).

Сексуальные отклонения. Вследствие различных причин и факто­ров индивид может остановиться в своем психосексуальном развитии на одной из фаз детской сексуальности (оральной, анальной или фаллической) или вернуться к ним (процесс регрессии). Подобные обстоятельства ведут во взрослой жизни к сексуальным извращени­ям, т.е. отклонениям от принятой в обществе нормы сексуального поведения. По Фрейду, эти отклонения имеют прототипы в детских сексуальных действиях человека.

Теория неврозов. Человеческая культура с помощью системы за­претов и ограничений регламентирует сексуальные потребности от­дельного индивида. Но эти потребности являются физиологическими и неустранимыми. Возникает противоречие между объективными сексуальными желаниями и нормами культуры. Если эти желания не находят легального выхода, они загоняются «внутрь», продолжая дей­ствовать. В этом случае появляется невроз. Неврозы, с точки зрения Фрейда, можно лечить, не прибегая к лекарствам, а выяснив и устра­нив их скрытую психосексуальную причину.

Сексуальные потребности являются неустранимыми вследствие наличия в человеке особой психической энергии — либидо (от лат. НЫс1о — влечение, желание) или сексуального инстинкта, сравнимого

с голодом, так как он тоже требует постоянного насыщения. Особен­ность либидо в том, что будучи особой энергией, оно способно при­нимать различные формы и различным образом себя проявлять. Процесс трансформации (от лат. (гапз/оппаНо — превращение) сек­суальной энергии в иные, «не запрещенные» культурой формы про­явления, например в деятельность в области науки, политики, ис­кусства, Фрейд назвал сублимацией. Сублимация противоположна процессу вытеснения.

Бессознательное и предсознательное. Фрейд стал рассматривать бессознательное как особую психическую структуру, наделенную соб­ственными свойствами и хранящую информацию обо всем, что было вытеснено из сознания. До Фрейда бессознательное не включалось в структуру человеческой психики. Предсознательное же, с его точки зрения, исполняет роль охраны границы между бессознательным и сознанием. Задача этой структуры — не «выпустить» из бессознатель­ного различные асоциальные и сексуальные инстинкты и желания, стремящиеся проникнуть в сферу сознания.

Роль^бессознательного в жизни каждого индивида очень велика. Следовательно, актуальной становится задача «заглянуть» в бессозна­тельное, узнать, что в нем хранится. Фрейд считал, что реальность бес­сознательного стоит за нашими оговорками, описками и сновидения­ми. Бессознательное подталкивает нас говорить не то, что мы хотим сказать сознательно (оговорки), писать не то, что намеревались напи­сать (описки). Причина описок и оговорок в том, что сознательное и бессознательное противостоят друг другу, но бессознательное явно сильнее. И вообще не бывает ничего случайного и "бессмысленного в нашем поведении. Так, забывчивость объясняется тем, что забывается именно то, чего на самом деле мы и не хотим делать. Примеры поиска тех или иных вещей в доме, которые на поверку оказываются почти на виду, так же неслучайны — возможно, что эти вещи бессознательно ас­социируются у ищущего с чем-то дурным.

Наиболее активно бессознательное проявляется в снах, потому что во время сна сознание минимально активно, а бессознательное пытается реализовать свои желания. Суровость цензуры со стороны сознания заставляет подавленные желания принимать сюрреалисти­ческие формы и причудливые картины, которые мы видим в своих сновидениях. По Фрейду, сон — это замаскированная реализация вытесненного желания.

Структура личности. Структуру личности, по Фрейду, можно представить в следующем виде:

1) Оно (или либидо) — аморальное эгоистическое начало, содер­жащее наши инстинктивные желания, соответствующее бессозна­тельному;


Раздел VII Современная западная философия

2) Я (или Это), соответствую1Цее сознанию, важнейшей функцией которого является самосохранение и безопасное удовлетворение по­требностей;

3) Сверх-Я (или супер-Эго), возникающее под влиянием авторите­та старших (родителей, воспитателей, преподавателей) через процесс интериоризации (усвоения) их норм и идеалов. Проявляется форми­рование супер-Эго в том, что в ребенке возникает чувство вины и со­вести (обычно к 5—6 годам). Следовательно, по Фрейду, моральные принципы не являются врожденными, а формируются под влиянием культуры и общества.

Эроси Танатос. Поздний Фрейд разделил человеческие инстинкты на две большие категории: на эрос и танатос. Эрос — это инстинкт жизни, то, что делает ее насыщенной. Сублимированная энергия эроса выражается в радости человеческого созидания и творчества. Эрос есть выражение культуры. Танатос, напротив, — это инстинкт смерти, ко­торый выражается во врожденной агрессивности людей, в бесконеч­ных войнах и желаниях причинять друг другу страдания.

Эрос и Танатос постоянно противостоят друг другу, что выража­ется в противопоставлении культуры силам разрушения. В этой борь­бе нет победителя, культура пока не способна обуздать природную человеческую агрессивность, но, с другой стороны, и инстинкту смерти пока не удалось уничтожить человечество.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7