Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Пересматривая взгляды З. Фрейда на природу бессознательных влечений индивида, знаменитый вклад в развитие псиоаналитических представлений о человеке и культуре внёс немецко-американский психоаналитик Э. Фромм (1900-1980), выступивший с идеей развития гуманистического психоанализа, его основные работы: “Бегство от свободы”, “Искусство любви”, “Иметь или быть”, “Сердце человека” и др.

Фромм критически отнёсся к фрейдовскому пониманию сексуальности, критиковал не за переоценку сексуальности, а за то, что Фрейд понимал сексуальность недостаточно глубоко, сводя её к биологическим основам. Фромм пытался перевести представления о человеке из биологического русла в экзистенциальную плоскость, т.к. в его понимании человек – это единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему.

Человек не может избежать этой проблемы, он обязан её разрешить.

Для Фромма нервозы – это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе и в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между внутренней зависимостью и к стремлением к свободе.

Фромм рассматривал историю развития человека с точки зрения развёртывания борьбы за свободу.

Стремление к независимости приводит к тому, что человеку удаётся добиться “свободы от” (от различных принуждений). Но, как правило, “свободы от” оказывается такой свободой, которая начинает тяготить человека. “Свобода от” оборачивается для человека не обретением “свободы для” (для творческого саморазвития), а для отчуждением от окружающего мира, других людей и самого себя.

Основная моральная проблема современности как считает Э. Фромм – это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью, и что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Вместо вытесненного бессознательного (Фрейд) и коллективного бессознательного (Юнг) Фромм вводит понятие социального бессознательного, понимания под ним вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества.

Фромм выделяет различные формы агрессии:

- доброкачественную, т.е. ту, которая помогает адаптироваться в жизни, служащую делу жизни.

- и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать.

Гуманистический психоанализ Фромма нацелен на оптимальное развитие способностей и задатков, реализующую его индивидуальности.

Психоанализ должен помочь человеку религиозную установку, т.е. помочь человеку отделить истину ото лжи в самом себе, приобрести или восстановить способность к любви, научиться жить в мире со своей совестью, стать свободным и ответственным, готовым прислушаться к голосу своей совести и действовать в соответствии с её требованиями.

Фромм отмечает, что проблема религии это проблема человека, а не Бога. Смысл религии – не в обожествлении мира вещей и людей, что ведёт к идолопоклонству, а в посвящении жизни реализации принципов любви. Фромм включает в бессознательное как самое низменное, содержащее зло, так и возвышенное, тяготеющее к добру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: