Государственное регулирование рынка финансовых услуг

Согласно Закону Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001 года № 2664-III, государственное регулирование – осуществление государственными органами мер по регулированию и надзору за рынками финансовых услуг с целью защиты интересов потребителей финансовых услуг и предотвращения кризисных явлений.

Цели государственного регулирования рынков финансовых услуг:

· проведение эффективной политики в сфере финансовых услуг;

· защита интересов потребителей финансовых услуг;

· создание благоприятных услуг для развития и функционирования рынков финансовых услуг;

· создание условий для привлечения и размещения финансовых ресурсов;

· обеспечение равных возможностей для доступа к РФУ и защиты прав их участников с учетом интересов общества;

· соблюдение участниками РФУ требований законодательства;

· предотвращение монополизации и развитие добросовестной конкуренции на рынках финансовых услуг;

· контроль за прозрачностью и открытостью рынков финансовых услуг.

Государственное регулирование деятельности по предоставлению финансовых услуг осуществляется путем:

· ведения государственных реестров финансовых учреждений и лицензирование деятельности по предоставлению финансовых услуг;

· нормативно-правового регулирования деятельности финансовых учреждений;

· надзора за деятельностью финансовых учреждений;

· использования экономических регуляторов развития РФУ

· Государственное регулирование рынка финансовых услуг осуществляется:

· относительно рынка банковских услуг – Национальным банком Украины;

· относительно рынка ценных бумаг – Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку;

· относительно других рынков финансовых услуг – специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, Национальной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг;

· относительно соблюдения антимонопольного законодательства – Антимонопольным комитетом;

· в границах своих полномочий контроль за деятельностью участников рынка финансовых услуг осуществляют Фонд Государственного имущества Украины, Государственный комитет финансового мониторинга, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба Украины, Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура Украины;

· также в рамках своих полномочий регулирование рынка финансовых услуг в Украине осуществляют саморегулирующиеся организации участников рынка.

Саморегулирующиеся организации создаются с целью защиты интересов своих членов и осуществляют регулирование определенного сегмента рынка. В Украине функционируют: Ассоциация украинских банков, Ассоциация институтов совместного инвестирования, Ассоциация торговцев ценными бумагами, Национальная ассоциация кредитных союзов, Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев, Ассоциация компаний по управлению активами, Ассоциация негосударственных пенсионных фондов и другие. Их регулирующее влияние на рынок финансовых услуг осуществляется путем получения отчетности от участников рынка, согласования правил деятельности на рынке, надзора за деятельностью участников рынка, путем ходатайства перед соответствующими государственными органами о получении или аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности.

Модели государственного регулирования рынка финансовых услуг, известные в мировой практике, можно разделить на два вида:

· услуг в Украине, развивается и представлена Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом, Законами Украины: «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг», «О ценных бумагах и фондовом рынке», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности», «О платежных системах и переводе денег в Украине», «Об организации формирования и обращении кредитных историй», «О финансово-кредитном механизме и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью», «Об ипотеке», «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах»; «О кредитных союзах», «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине», «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» и другими.

В рамках реализации программы экономических реформ на 2010-2014 годы Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разработала Программу развития фондового рынка Украины на 2011-2015 годы, которая определяет стратегические направления и предполагает существенную модернизацию рыночной инфраструктуры этого сегмента финансового рынка. Программа развития фондового рынка предусматривает усовершенствование системы отчетности институтов совместного инвестирования; расширение перечня инструментов, в которые могут быть инвестированы средства ИСИ; создание института инвестиционных консультантов, значимость которых будет расти с учетом продолжения пенсионной реформы; решение проблемы валютного регулирования на фондовом рынке, существование которой препятствует интеграции отечественного рынка капитала в мировое пространство; расширение доступа к фондовым биржам физических лиц. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит решить достаточно сложные вопросы, касающиеся низкой ликвидности рынка; невысокой капитализации торгуемых компаний; недостаточного законодательного регулирования справедливого ценообразования, рыночной стабильности и прозрачности; значительного дефицита внутренних финансовых ресурсов для инвестиций, небольшой доли биржевого сегмента рынка; недостаточного уровня защиты прав инвесторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: