Задания Б

1. Укажите причины опрощения: порошок, обычай, кольцо, правда, запас, надменный, сумерки.

2. Какое значение имели подчеркнутые элементы в языке-источнике? Можно ли говорить об опрощении основы данных слов?

Авто граф, авто мат, агро ном, аква риум, ауди тория, аэро план, баро метр, гео графия, грамма тика, гуман ист, лабор ант, микро фон, моно лог, пре людия, теле граф, фило логия, эпи граф, эпо пея.

3. Определите, какие исторические изменения произошли в следующих словах: приду, вилка, снять, летом (наречие), в землях, едет, по-нашему, бодрость, разевать, лифтерша, вынуть, бойкий, рассориться.

4. Найдите в следующих словах общий с исторической точки зрения корень. Пользуясь любым этимологическим словарём, определите смысловую связь между этими словами.

Терраса, терракотовый, террариум, территория; диктатор, диктант, диктат, диктатура, дикция; амфибия, амфитеатр, амфибрахий; вереница, ворота, отворить, верёвка, вериги; вздор, задираться, драться, задира; ветхость, ветчина, ветхий; ведьма, невежа, невеста, ведомость; вихлять, вихрь, вихор; портфель, портупея, портсигар, портмоне; компот, композитор, композиция, компресс, компонент.

5. Найдите в тексте слова, в которых приставки с течением времени десемантизировались, т.е. потеряли способность быть значимой частью слова. Приведите примеры слов, в которых аналогичные приставки имеют значение (какое?).

а)Ранний возраст – самое благодатное время для развития и воспитания. Это возраст огромных познавательных возможностей (Щетинин).

б) У деда, словно радуга, улыбка на лице (Некрасов).

6. Сформулируйте задания к данным рядам слов в соответствии с темой занятия:

а) поприще, игрище, пепелище, урочище;

б) заочный, заречный, забавный;

в) ёлка, палка, сумка, полка;

г) борец, огурец, молодец, перец, палец;

д) зубчик, чепчик, кончик, мальчик;

е) низкий, скользкий, ловкий, дерзкий, липкий.

7. Определите диахронный состав подчёркнутых слов:

а) На рассвете он завтрапромчится,

Шапку -месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною краснымхвостом.

(Есенин)

б) [Героя Гоголя Ивана Фёдоровича Шпоньку сосед угощает индейкой]

«Иван Фёдорович, возьмите крылышко... Да что же Вы так мало взяли? – Возьмите стёгнушко».

Какая это часть индейки?

8. Что такое стрежень? Как было образовано это слово? Приведите этимологически родственные слова.

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны...

9. В каких словах имеется связь между значением и внутренней формой.

Клинообразный, клинопись, краснобай, краснолесье, красноречие, краснофлотец, кратковременный, разнобой, разновес, разнорабочий, чернобровый, черномазый, чернорабочий, местоимение, подлежащее, обстоятельство.

10. Как бы вы с позиции синхронного словообразования прокомментировали утверждение автора?

Никаких не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой.

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый пробуждающийся день.

Разные слова, единый корень –

Поступь, наступление, ступень.

Принимая веское решенье,

С вечным риском сочетая труд,

Помни: настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

(Я. Хелемский)

Контрольные вопросы

1. Как понимается диахрония и синхрония в языкознании? Можно ли говорить об абсолютной синхронии?

2. Где ярче проявляется диахрония: в морфемике или в дериватологии? Почему?

3. Укажите причины изменения морфемной структуры слова, подробнее раскройте причины опрощения. Почему можно говорить о разной степени опрощения основы? Приведите примеры.

4. Что понимается под усложнением основы? Кто из лингвистов ввел это понятие?

5. В чём суть декорреляции? Как это связано с частеречной принадлежностью слова? Какую еще разновидность декорреляции выделяют?

6. Что такое диффузия морфем? Как она соотносится с таким явлением, как аппликация (типа таксист, коричневатый)?

7. Объясните, что такое переразложение в морфемном составе слова. Какие разновидности этого явления выделяются?

8. Как соотносятся такие понятия, как субморф и интерфикс, с этимологическим анализом?

9. Расскажите об этапах этимологического анализа; чем он отличается от морфемного?

10. Как, по вашему мнению, можно использовать этимологический анализ в школьной практике? С каким принципом написания он тесно связан?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: