Задания А

1. Охарактеризуйте особенности морфемного состава в следующих словах.

Полведра, отчим, подверженный, колоннада, приму, сомкнул, ем, кто-либо, крушина, кофейник, лесовод.

2. Определите словообразовательное значение формантов в следующих словах.

Каменистый, каменный, глазастый, средиземноморский, худенький, мучитель, мученик, мучение.

3. Какие способы словообразования использованы для создания следующих неузуальных номинаций? Как вы думаете, являются ли эти слова окказиональными или потенциальными?

Пусть мне продыроколят эти листки (разг. речь). Там тебе сделают и логотипчик, и логотипище (разг. речь).Мы наблюдаем полное офанатение масс (КП, 2001), С моей точки зрения, все это не идиотично, а вполне истеблишментарно (Русский журнал, 2000). Оригинальность внезапно превращается в обезьянничанье, антиоригинальность (ЛГ, 1998). Дух «Секрета» – это когда человек выходит на сцену, диаложит юморно и поет хорошие песни (разг. речь). Победитель получит суперкомбайн от BOSCH (реклама). Мультисистемный цветной проекционный супертелевизор (реклама). Вложенные в фаст-фуд-бизнес деньги окупятся не раньше, чем через год (АиФ, 2001). Может музейщики за доллары шуранули? Я не исключаю, что сами же музейные работники данные раритеты за границу отправили (КП, 2001). Да здравствует новогодизация, дедоморозация, и снегурация всей страны (Веч. Москва, 2001). Бородин оказался подходящим объектом для силовой PR-акции (АИФ, 2001). Почти год наши люди из Агенства журналистских расследований (А. Константинов создал АЖУР и руководит им уже 7 лет. – Авт.) работали на Украине по делу Гонгадзе (АиФ, 2003).

4. Поясните, как образованы детские инновации. Определите продуктивные словообразовательные типы[4].

1) Ты, бабушка, будешь у нас варильщица. 2) Нельзя ругаться! Надо говорить не белка, а бела. 3) Люба уже коньки надела. Сейчас из подъезда выковыляет. 4) Это бескозырка или козырка? 5) Я учительницу взбешиваю. 6) У куртки рукав, а у брюк - ногав? 7) Начинается прополз! (лезет под столом). 8) Мама сердится, но быстро удобряется. 9) Мамочка, понюхай, я духну! 10) Мамочка, забантуй мне косички! 11) Сыроежные грибы разные бывают: и синявки, и краснявки, и желтявки. Мы с дедушкой их не брали, искали белые да грузди. Да не любой груздик брали...

5. Что объединяет выделенные слова в деривационном отношении?

Европа взялась за путиниану: российский президент находится в Брюсселе, сегодня его ждут в НАТО (КП, 2001). Этот неогорбачевизм впоследствии проповедовал Явлинский (ЛГ, 1999). Будет ли великой постельцинская Россия – неизвестно (АиФ, 2001). Поддержат ли «граждане» оппозицию путинизму? (ЛГ, 2001). Американизм XX века – путинизм, большевизм — зюганизм. Выбирайте! (КП, 2001). Фильм будет сделан с черномырдинским размахом – широкомасштабно и дорого (РГ, 2002). Для полноты сванидзевского образа недостает сущих пустяков (МК, 2002). Но дикторы телевидения сегодня создаются не по - кирилловски (КП,2001).

6. Сформулируйте лексические значения следующих слов, установите производящую базу. Какими по происхождению являются мотивирущие слова и дериваты?

Скейтбордист, спонсорство, риэлтерский, отсканировать, консалтинговый, хайлайфист, неоглобалистский, исламизировать, фьючерный, лоббировать, киллерша, VIP-зал.

7. Найдите и проанализируйте дериваты, объединенные сходством исходной базы.

Суд удовлетворил иски более 500 собровцев по выплате боевых денег за командировки на Северный Кавказ (АИФ, 2003). За подержанную бээмвушку такие деньги брать! (из письма в газ.). Москва продолжает придерживаться идеи, что только «ооновское окно» позволит ей сохранить экономическое присутствие в регионе (Известия, 2002). Задача единороссов – донести главные тезисы этих документов до избирателей (Известия, 2002). Яблочники голосуют против (КП, 2001). Цэбэшные кредиты ушли налево (МК, 2002).

3. Проанализируйте дериваты из заданий 5, 6 и 7 и сделайте вывод, какие базовые основы активизируются в современном словопроизводстве.

4. Сгруппируйте следующие новообразования в словообразовательные типы, подтвердите их продуктивность примерами из СМИ. Дополните список продуктивных словообразовательных типов своими примерами.

Рыночник, бюджетник, государственник, льготник, вэпэкашник; дебюрократизация, ваучеризация, глобализация, информатизация, приватизация, долларизация; посттоталитарный, постсоветский, постимперский; контрреформы, контраргументы, контрмеры; видеобар, видеобум, видеодайджест, видеоклип, видеоклуб; евробутылка, евроистребитель, европарламент, евроремонт.

5. Ознакомьтесь с работами Е.А.Земской [Земская 1996] и И.Г. Улуханова [Улуханов 1996] и приведите примеры дериватов «нового поколения», созданных словообразовательными способами, характерными для последних лет.

6. Что понимается под универбацией, междусловным наложением (контаминацией), аббревиатурным усечением и декомпозицией? Найдите в упражнении примеры слов, образованных этими способами.

Компра могла сыграть предназначенную ей роль (МН). Духи прячутся в зеленке (разг. речь). При встрече он тут же вручает свою визитку (разг. речь.). Вернувшись из Афгана, парни растерялись (АиФ). Большинство пострадавших отправили в Склиф (ВМ). Она хотела как можно быстрее защитить диссер (разг. речь.). Здесь не встретишь громогласных фанов (Сов. спорт). Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт (В.Набоков). Мне показалось, что фигуристы особенно налегали на физику в ущерб художественному впечатлению (Сов. Спорт). Бронза досталась дебютанту чемпионата (Сов. спорт). Телеоболванивание масс породило новый термин – видиот (ВН). Сплошная компьютерроризация! (ЛГ). Кончились пятиэтажки Медведкова, которые уже тогда называли хрущобами (В.Крупин). Я предпочитаю наши старые мультики (разг. речь.). Действительно, японцы умеют работать напряженно. Но они никакие не трудоголики (АиФ). Камазонки - на автокарах, камазята едут в детсад! (Л.Белинский). Десятилетиями взращивали Ленинград как суперцех отечественной оборонки (ВМ).

8. Найдите в следующих высказываниях окказионализмы, укажите способ образования, охарактеризуйте их функции в тексте.

А над площадью Испании,

Как летающий тарел,

Вылетает муж из спальни –

Устарел, устарел.

(А.Вознесенский)

Все нетерпенье возраста Бальзака

меня сквозь кожу пузырьками жгло –

шампанский возраст с примесью бальзама!

(А.Вознесенский)

Сада тихая обитель

Завлекает, обольщает.

Здешний громкоговоритель

Тихо радиовещает.

(Л.Мартынов)

…Вдруг – сверху, на лестнице – куча; над нею, над нею, ее обгоняя, неслись, перепрыгивая через ступеньки; вдруг кто-то стрельнул сверху вниз; приподпрыгнул, переприподпрыгнул, стуча –

–при–под–прыг–пере–под–при–под–прыг–пере, при–пере, при–пере

–пре

–каб

–луками! (А. Белый. Москва под ударом)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: