1. Сгруппируйте слова по словообразовательным типам, сформулируйте словообразовательное значение.
Братец, борец, храбрец, письмецо, новосибирец, огурец, слепец, ленивец, певец, палец, екатеринбуржец, хлебец, ленинградец, плехановец, пальтецо, гитлеровец.
2. В какой словообразовательный тип входят слова?
Буфетчик, кормушка, лентяйничать, пригородный, африканец, стрижка, по-вашему, маслить, либеральничать.
3. Определите, при помощи какого суффикса образованы данные а) существительные и б) прилагательные:
а) высотник, механик, дошкольник, вестник, заступник, воспитанник, хозяйственник, международник, транспортник, изгнанник, избранник, модник, подводник, насмешник, охотник, изменник, клеветник, работник, садовник;
б) нагревательный, основательный, желательный, отражательный, строительный, оборонительный, знаменательный, оскорбительный, решительный, убедительный, увлекательный, капитальный, пастельный, старательный, мечтательный, обогревательный, стремительный.
4. Выявите в словах исходную базу, формант, определите способ словообразования. Отметьте морфонологические явления, которые происходят на стыке производящей основы и форманта.
|
|
Одиночество, нажим, несамостоятельность, нежелательный, обезвредить, расплакаться, по-мужски, подснежник, разутюжить, высоченный, секретничать, руководитель, отмычка, кантианский, ослабление, разминаться, бесчестье, сдружиться, недослышать, побережье.
5. Каким способом образованы следующие слова?
Плащ-палатка, диван-кровать, платье-костюм, кафе-столовая; Люда, Вика, Ваня, Электроша, Туся, Саша.
Укажите род имен существительных.
6. Как образованы следующие окказионализмы?
Обамериканиться, людовед, распекатель, бестелый, НИИЧАВО, отпад, видиот, алковалюта.
7. Почему аффиксоиды считают морфемами промежуточного, переходного порядка? В каких примерах выступает сложное слово, в каких - слово с аффиксоидом, какие слова можно отнести к другим способам словообразования? Выполните полный словообразовательный анализ подчеркнутых слов:
а) водораздел, снегоуборка, полусон;
б) полведра, полутон, полпути;
в) языковед, вездеход, телеграф, лексиколог;
г) сверхтоки, околоземный.
8. Проанализируйте слова, представленные в третьем выпуске серии «Новое в русской лексике»[2]. Попытайтесь подобрать к каждому новообразованию слово-модель из активного запаса русского языка. Укажите способ образования нового слова. Наблюдаются ли при образовании данных слов отклонения от словообразовательных законов языка и в чем они проявляются?
Антиэстетичность, аэробический, безвольфрамовый, биреактивный, биопроцесс, бондиана, быстролетно, довооружение, дегероизировать, засюжетный, меткач (человек, стреляющий с большой меткостью), послегастрольный, чернобородатейший, шпротность, счетоводиха, ооновец, энлонавт, юаровец.
|
|
9. Найдите одноструктурные слова, охарактеризуйте их роль в стихотворении М.Цветаевой.
Так вслушиваются (в исток
Вслушивается – устье).
Так внюхиваются в цветок:
Вглубь – до потери чувства!
Так в воздухе, который синь, –
Жажда, которой дна нет.
Так дети в синеве простынь
Всматриваются в память.