Задания А

1. Укажите вид аббревиации, приведите полные эквиваленты.

Самбо, студсовет, НГПУ, ООН, грампластинка, полпред, комдив, ГАИ/ГИББД, собкор, ВХУТЕМАС, ПРОЛЕТКУЛЬТ; РВС, Госдума, жилстрой, ВВС, сандружина, ВЧК, дошфак, ЖУМ, детдом, загс, ИТАР-ТАСС; СНГ, КНР, сбербанк, ЖЭУ, ТЭЦ, УВЧ, военкомат, торгпредство, НИИ, всеобуч, АЭС; завкафедрой, ГОСТ, собес, облздрав, подлодка, рыбзавод, Мосхлебторг, КПД, наркомпрос, лавсан, завуч, ЭВМ, спецкласс.

2. Приведите примеры современной аббревиации, укажите ее особенности.

3. Разграничьте слова, образованные морфемными и неморфемными способами. Укажите способ словообразования.

НГПУ, путешествие, домоуправление, дикорастущий, шпилька (высокий каблук), тибетский, расклеить, ящик (закрытое предприятие), содокладчик, больной (сущ.), сберкасса, бездорожье, морж (любитель зимнего купания), водобоязнь, водолазный (костюм), РФ, мостовая, военкомат, прихожая, вольнопрактикующий.

4. Определите, в какие словообразовательные типы входят существительные.

Горячее, операционная, жаропонижающее, млекопитающее, пельменная, военный, цитрусовые, учёный, столовая, шашлычная, мороженое, первое, хвойные, лиственные, рабочий, святой.

5. Употребите данные слова в словосочетаниях или предложениях, демонстрируя возможность перехода одной части речи в другую.

Счастливые, (в)даль, (с)боку, сушё(н)ный, жаре(н)ный, мороже(н)ное, правда, лень, грех, видно, легко, в течение(и), (на)счёт, то(же), так(же), (в)следствие, (в)связи с, (в)роде, за(то).

6. Отграничьте слияние от сложения, укажите разновидности сложения. Обоснуйте свой ответ.

Тяжелораненый, златокованый, сероглазый, железобетонный, правобережный, Волго-донской, малограмотный, вертолетная (площадка), темно-зеленый, скоропортящийся, злокачественный, высокоразвитый.

Какие из названных слов следует исключить из задания? Почему?

7. Вычертите словообразовательную структуру следующих слов и укажите способ их образования.

Тяжелобольной, тяжеловесность, тяжеловоз, многообещающий, многоквартирный, вдогонку, вручную, вдвойне, ежедневно.

Охарактеризуйте исторические изменения в морфемном составе подчеркнутых слов.

8. Что вы можете сказать о синхронном и диахронном аспектах словообразования, комментируя следующие задания?

1) Найдите четвертое лишнее: мыслящее (существо), изолированная (комната), изменяемые (слова), линючая (рубашка); мостовая, военный, горничная, сказуемое; ножка, ложка, мышка, сапожок;

2) Определите способ образования следующих слов: зонтик, домой, авансом, раненый (боец), благодаря (ему), навстречу (солнцу).

Все ли приведенные слова являются производными с синхронной точки зрения?

9. Определите, в какие словообразовательные типы входят имена существительные, укажите способы их образования.

Завлит, горячее, разлив, филфак, операционная, отшельничать, ТЮЗ, красный, снотворное, по-лисьи, гусиный, профсоюз, английский, побег, мопед, побережье, премиальные, уговор, убежать, мороженое, блестящий (специалист).

10. Выполните морфемный и словообразовательный анализы слов. Ботаник, повластвовать, долгоиграющая, ИФМИП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: