Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая

Р. С. Буре предлагает при такой форме организации рас­пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо­вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи­зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регу­лировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму орга­низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша­ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру­да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспита­тель заранее планирует ситуации, которые будут «провоци­ровать» детей к установлению взаимоотношений. Он не до­пускает случайных объединений детей, а продумывает их (ря­дом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллектив­ной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно кол­лективный труд детей. К сожалению, в практике часто об­щий труд принимается за коллективный. А задача воспи­тания коллективизма если и решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитываю­щий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспиты­вает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, со­здает положительный эмоциональный настрой - то, что А. С. Макаренко называл «мажором» в коллективе.

Общий труд возможен уже в средней группе дошколь­ного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Тра­диционно коллективный труд организуется один раз в не­делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - убе­рем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.

Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социаль­ной. Например:

1. сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе ма­лышам и всему детскому саду;

2. октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: раз­мещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление по­мещения группы, изготовление подарков для гостей;

3. ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Орга­низация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родите­лями подготовка праздничного угощения, организация выставки ри­сунков, изготовление поделок;

4. декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных ук­рашений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;

5. январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изго­товление цветного льда, помощь в том же малышам.

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекатель­ную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не ис­ключает ни другого содержания, ни иных форм организа­ции. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: