Р. С. Буре предлагает при такой форме организации распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.
Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединений детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
|
|
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей. К сожалению, в практике часто общий труд принимается за коллективный. А задача воспитания коллективизма если и решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитывающий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой - то, что А. С. Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.
Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - уберем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.
|
|
Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социальной. Например:
1. сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе малышам и всему детскому саду;
2. октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: размещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление помещения группы, изготовление подарков для гостей;
3. ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Организация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родителями подготовка праздничного угощения, организация выставки рисунков, изготовление поделок;
4. декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных украшений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;
5. январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изготовление цветного льда, помощь в том же малышам.
Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекательную для детей цель, для реализации которой наряду с другой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подходит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе приобретает для них эмоциональную значимость и смысл.
Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не исключает ни другого содержания, ни иных форм организации. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.