Подведение итогов работы кружка

Основные направления развития технического творчества учащихся

См. Рис.1.2.

Лекция 2 (2 ч): «Организация внеучебной работы по

техническому творчеству учащихся»

2.1. Задачи и особенности развития внеучебной работы по техническому творчеству учащихся.

2.2. Формы организации профориентационной работы по техническому творчеству учащихся.

2.3. Формы организации коллективного труда учащихся.

2.4. Структура разработки технических устройств.

2.1. Задачи и особенности развития внеучебной работы по техническому творчеству учащихся

Внеучебное время школьников занимает значительное место в их жизни. Поэтому необходимо помочь им правильно организовать это время, чтобы оно было разумно использовано для отдыха, занятий любимым делом, развлечений. Глубокий внутренний смысл внеклассной и внешкольной работы во всех ее формах состоит в привлечении учащихся к активному участию в общественно полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства внеучебной работой школьников заключается в осуществлении воспитательного влияния на них не только в процессе занятий на уроках, но и через другие общественные организации, различные внеклассные и внешкольные мероприятия, непосредственное включение школьников в техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество.

Техническим творчеством школьников принято называть их практическую деятельность, связанную с решением технических задач и последующим воплощением этих решений в виде технических проектов, макетов действующих моделей или опытных образцов. Объектами технического творчества школьников в последние годы все чаще становятся новые и усовершенствованные наглядные пособия и технические средства обучения, технологические приспособления для школьных мастерских, средства малой механизации труда для школьных ученических бригад и других трудовых объединений школьников, приборы и аппараты для школьных зеленых и голубых патрулей, оборудование и приспособления, необходимые для технических кружков и научных обществ учащихся, рационализаторские предложения, заимствованные из тематических планов рационализаторской и изобретательской работы базовых предприятий.

Сельскохозяйственным опытничеством школьников принято называть практическую деятельность учащихся, связанную с углубленным изучением живой природы, экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота и птиц, с выявлением возможностей повышения рентабельности сельского хозяйства, с учетом возможностей местных климатических условий, с природоохранительной деятельностью учащихся, работой в уголках живой природы, на пришкольных опытных участках, в ученических производственных бригадах в колхозах, совхозах, на базе заводских теплиц и оранжерей.

Внеклассная работа с юными техниками и натуралистами представляет собой органическую часть и важный элемент всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она служит продолжением и дальнейшим развитием работы, проводимой на уроках в соответствии с обязательными для всех школьников программами (но не дублирует ее). Поэтому она подчинена учебно-воспитательным задачам, решаемым школой. В этом заключается одна из важнейших особенностей данного участка учебно-воспитательной работы.

Развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к коммунистическому воспитанию школьников на основе единства идейно-политического, трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания учащихся.

Общее руководство развитием внеклассной научно-технической, опытнической, поисковой работы осуществляет директор школы через педагогический совет и органы школьного ученического самоуправления. В наиболее общем виде направленность этой работы показана на схеме (рис. 1).

Рис. 1.Схема организацииработы по развитию технического творчества и сельскохозяйственного опытничества в школе

Учитель технического труда совместно с активом родителей и учащихся организует практическую работу технических кружков в школе, школьной организации БОИР, технических секций школьного научного общества и трудовых объединений учащихся. Вместе с руководителями начальной военной подготовки он направляет работу спортивно-технических кружков и школьного комитета ДОСААФ. Совместно с классными руководителями он выявляет школьников, проявляющих повышенный интерес к отдельным отраслям науки, техники и производства и помогает им найти «свой» кружок во внешкольных учреждениях, расположенных в районе, городе (рис. 2). Учитель технического труда привлекает учащихся к подготовке и проведению школьной недели науки, техники и производства, школьных вечеров, посвященных знаменательным датам из истории отечественной науки и техники.

Рис. 2. Схема связей школьных технических кружков с внешкольными учреждениями

Задачи трудового обучения сформулированы в учебных программах. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» четко определена цель трудового обучения и воспитания в школе: «привитие любви к труду и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной подготовки».

Основная цель организации внеклассной работы с юными натуралистами и техниками — содействовать наиболее полной и всесторонней реализации всех этих задач. Дальнейшая конкретизация общих задач трудового обучения и воспитания применительно к развитию технического творчества и сельскохозяйственного опытничества учащихся во внеклассной работе позволяет объединить их в следующие три группы.

Общеобразовательные задачи:

- расширение и углубление знаний и представлений учащихся о содержании трудовой деятельности рабочих, техников, инженеров в различных отраслях народного хозяйства, об орудиях (механизмах и машинах), о технологических процессах и об органи­зации производства;

- ознакомление школьников с путями эволюции политехнических идей в технике, с основными тенденциями развития научно-технического прогресса на современном производстве;

- ознакомление школьников с организацией массового научного и технического творчества молодежи в нашей стране, с обществами БОИР и НТО;

- формирование и развитие навыков технической культуры, ознакомление с правилами работы с технической литературой, с основными путями получения необходимой научно-технической информации по интересующим школьника вопросам науки, техники и производства;

- ознакомление с основами организации рационализаторской и изобретательской работы на современном производстве;

- ознакомление школьников с системой профессионального обучения, сложившейся в данном регионе, с потребностями района в кадрах рабочих и инженерно-технических работников, с привлекательными сторонами рабочих профессий.

Воспитательные задачи:

- воспитание у школьников любознательности, технической самодеятельности и устойчивого интереса к отрасли техники и производства, ведущей для данного региона;

- воспитание чувства глубокого уважения к высококвалифицированным мастерам, известным специалистам науки, техники и производства, работающим на местных фабриках, заводах, в колхозах, совхозах, вузах и НИИ;

- формирование и развитие у школьников стремления подражать в жизни наиболее уважаемым специалистам местного производства в отношении к труду, учебе, самообразованию, к людям, живущим рядом, товарищам;

- воспитание осознанного отношения к государственной собственности, к результатам труда людей, нетерпимости к расточительству, бережного отношения к природе, экономическое и экологическое воспитание;

- воспитание творческого отношения к труду, устойчивого интереса к методам труда новаторов местного Производства, к тематическим планам рационализаторской и изобретательской работы местных предприятий, к профессиям, занятым в отрасли, ведущей для данного региона; развитие осознанной потребности работать на конкретном рабочем месте;

- формирование и развитие интереса к истории местных предприятий, к истории машин и механизмов, используемых на производстве, к истории профессий, занятых на местном производстве, к ветеранам труда.

Развивающие задачи:

- развитие и совершенствование трудового мастерства в работе с разнообразными инструментами, приспособлениями, приборами и машинами;

- формирование и развитие умений находить и формулировать технические, производственные задачи, решение которых может способствовать повышению производительности труда на конкрет­ном рабочем месте;

- овладение навыками составления заявки на рационализаторское предложение, составления технического описания на созданное техническое устройство, умениями защищать предлагаемый проект;

- получение опыта совместной творческой работы с наиболее передовой частью рабочего класса — с рационализаторами и изобретателями.

При решении всех этих педагогических задач внеклассная работа с юными натуралистами и техниками должна строиться на основе общих принципов обучения и воспитания школьников. Вместе с тем организация технического творчества и сельскохозяйственного опытничества учащихся во внеучебное время требует учета также и ряда специфических особенностей.

Выше уже была отмечена одна из них: подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы. Другая особенность связана с тем, что в техническое творчество или сельскохозяйственное опытничество, требующие нередко значительного напряжения сил и времени, школьники включаются по собственному желанию, которое возникает у них из-за интереса к той или иной отрасли науки, техники, производства. Таким образом, добровольное начало — это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами и техниками.

Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность, самостоя­тельность. Развитие этих качеств — необходимое условие для воспитания творческой инициативы ребят. Поэтому опора на самостоятельность, активность, инициативу учащихся, на комсомольскую и пионерскую организации в развитии технического творче­ства и сельскохозяйственного опытничества является важнейшей особенностью внеклассной работы с юными техниками и натуралистами.

Наконец, чрезвычайно важно, чтобы юные техники и натуралисты во внеклассной работе в школах и внешкольных учреждениях занимались посильными для них делами, чтобы характер творческой деятельности юных энтузиастов соответствовал их возрастным особенностям.

Сельскохозяйственное опытничество школьников можно считать одной из форм соединения обучения с производительным трудом, эффективного средства усвоения учащимися основных понятий курса обучения на теоретическом и практическом уровнях. Опытничество — это целенаправленный поиск ответа на поставленный экспериментатором вопрос, в ходе которого приходится решать многие задачи, различные по своей сложности, длительности и значимости.

Рассматривая назначение опытнической работы, на первый план следует ставить научную ценность ее результатов. Это означает, что такая работа должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы — безошибочны. Если эти данные не вызывают сомнений, то па их основе можно готовить практические рекомендации для сельскохозяйственного производства, и в первую очередь на базовых хозяйствах.

В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

Одна из особенностей опытнической работы состоит в том, что она должна формировать у человека творческий подход к делу, настраивая на постоянный поиск, сопутствующий ему в течение пеон его жизни.

Опытничество — это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности, теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва — она продолжается весь год. Например, юные полеводы весной закладывают опыты в поле, на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью — убирают и учитывают урожай. В классе, лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют их состав, подводят итоги работы. В зимнее время орга­низуют подготовку к предстоящей работе: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

Опытническая работа должна быть тесно связана с обучением. Исследовательский метод познания особенно уместен при выполнении лабораторно-практических работ, при изучении новых приемов агротехники, вопросов экономики и организации сельского хозяйства. Сельскохозяйственный опыт продолжается обычно несколько месяцев, поэтому основной объем опытнической работы выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу.

Перед проведением опытов необходимо определить их назначение: уточнить, какие новые понятия будут при этом сформированы и какие из уже имеющихся понятий расширены; какими методами познания овладеют учащиеся; какие познавательные интересы школьников будут удовлетворены; какие потребности появятся у школьников; какое влияние эта работа окажет на ориентацию учащихся на сельскохозяйственные профессии.

Опытническая работа невозможна без глубоких теоретических знаний по учебным и прикладным предметам. Так, например, в опытнической работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрохимии, по микробиологии и физиоло­гии растений, по биохимии и растениеводству, по математической статистике.

Опытничество не должно быть эпизодом или случайным элементом в деятельности педагога, оно должно стать стилем его работы, его производственным почерком и профессиональной обязанностью. Эта работа не может быть выполнена вне связи с общей учебно-производственной деятельностью школы, оторвана от общих проблем обучения и воспитания школьников. Поэтому опытническую работу необходимо заранее планировать по всем предметам политехнического цикла и трудовому обучению.

В опытнической работе небезразличен и агрономический (хозяйственный) результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой (производимой) продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны колхозу или совхозу и могут быть приняты с доверием.

Как и в опытнической работе юных натуралистов, в деятельности юных техников, рационализаторов и конструкторов также нужен конечный практический (экономический, хозяйственный) результат: здесь не менее важно добиться создания юными энтузиастами не просто полезных поделок, а наиболее нужных школе и производству высокоэффективных технических устройств, приборов, машин и т. п.

Техническое творчество, как и сельскохозяйственное опытничество детей, подростков и юношества (и на учебных занятиях, и во внеклассной работе), в наши дни становятся своеобразными и весьма эффективными методами практического познания, творческого освоения и совершенствования окружающего мира науки, техники и производства. Поэтому всю систему детских внешкольных учреждений можно рассматривать как своеобразный полигон для отработки и практической проверки наиболее прогрессивных методов трудового воспитания и политехнического образования с последующим внедрением их в практику общеобразовательной школы.

2.2. Формы организации профориентационной работы по техническому творчеству учащихся

Деятельность общеобразовательных школ и внешкольных детских учреждений по развитию технического творчества и сельскохозяйственного опытничества учащихся во внеклассной работе весьма разнообразна как по форме, так и по содержанию. Тем не менее за последнее десятилетие в этой деятельности четко определились следующие основные направления:

1. Формирование и развитие у младших школьников интереса к труду и увлеченности коллективным трудом, связанным с техническим творчеством или сельскохозяйственным опытничеством; вовлечение учащихся этой возрастной группы в активные технические игры, соревнования, конкурсы с конструированием самодельных технических игрушек, моделей и различного инвентаря, вовлечение их в природоохранительную деятельность и простейшие формы опытнической работы; воспитание у ребят стремления к технической самодеятельности, творчеству и опытничеству в области техники, промышленного и сельскохозяйственного производства.

Это направление внеклассной работы с юными техниками и натуралистами носит в основном пропедевтический характер. Приобретая элементарные трудовые навыки и получая разнообразные сведения из области техники и производства, они начинают осо­знавать необходимость своего активного участия в общественно полезном труде и потребность в последующем выборе Для себя сферы трудовой деятельности и профессии.

2. Формирование и развитие у учащихся среднего и старшего школьного возраста углубленною интереса к естествознанию, технике и производству, стимулирование их познавательной активности, привлечение к участию в олимпиадах юных фиников, химиков, математиков; вовлечение в работу школьных предметных кружков, в опытническую и исследовательскую работу, в конструкторскую деятельность, связанную с усовершенствованием школьного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения.

Эта работа в целом способствует повышению качества усвоения знаний на уроках, повышает их практическую направленность, способствует развитию у детей технических способностей.

3. Ориентация школьников на массовые рабочие профессии в процессе технического творчества и сельскохозяйственного опытничества в кружках школ и внешкольных учреждений, привлечение
школьников к созданию средств малой механизации труда для трудовых объединений и ученических производственных бригад, участие в рационализаторской работе по заданиям специалистов, активистов БОИР базовых предприятий, колхозов и совхозов.

2.3. Формы организации коллективного труда учащихся.

Звезда

Круг

Сеть

2.4. Структура разработки технических устройств

Примерный алгоритм решения ТТЗ может быть представлен в следующем виде:

1. Уяснение и принятие задачи - определение основных характеристик изделия (технического устройства) и требований к нему;

2. Поиск путей решения задачи – предложение конструктивных вариантов;

3. Анализ вариантов – выбор оптимального решения;

4. Реализация принятого решения – разработка технологического процесса;

5. Изготовление и сборка объекта конструирования;

6. Испытание устройства;

7. Доработка изделия и чертежей;

8. Использование технического устройства.


Лекция 3 (2 ч): Методика работы в первичном творческом техническом объединении учащихся

3.1. Выбор профиля работы. Программы и планы.

3.2. Материально-техническая база.

3.3.Комплектование кружка и организация работы.

3.4. Учебно-воспитательный процесс в кружке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: