Структура дидактической игры

Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают сле­дующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, кото­рые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» иг­ровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулирует­ся желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Ска­жи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.

Игровые действия - это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и на­звать изменения, которые произошли с игрушками, рас­ставленными на столе; подобрать кукле наряды и предме­ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо­ром и др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия про­сты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отга­дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имита­ционные движения, но последние предполагают уже вос­создание образа, а не показ какого-либо отдельного при­знака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сде­лали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»). Дети 5-6лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют ком­плекс игровых действий, связанных с реализацией опреде­ленной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно- печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»), В играх старших дошкольников преобладают игровые дей­ствия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

Итак, в зависимости от возраста и уровня развития де­тей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организа­ции дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и со­держательны действия, выполняемые ребенком. Если пе­дагог, проводя дидактическую игру, действует сам-(рас­ставляет предметы, меняет их местами; называет, что де­лают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержа­ния. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и по­знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют от­ношения между играющими. Другие правила ограничива­ют меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей за­дачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке).В некоторых играх есть правила, зап­рещающие какие-то действия и предусматривающие нака­зание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила уси­ливают контроль ребенка за своим поведением, что повы­шает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово).В играх для старших дошколь­ников правила указывают, как выбирать и сменять водя­щего, кого считать выигравшим и проигравшим, что вле­кут за собой проигрыш и выигрыш.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и пра­вилами существует тесная связь. Обучающая задача опре­деляет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и са­моорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети на­страиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: