Содержательный блок. 1. Система дидактических принципов

1. Система дидактических принципов.

2. Методы и приемы процесса обучения.

1. Система дидактических принципов

Законы дают учителям понимание общей картины, но не содержат непосредственных указаний для практической деятельности. Практические указания по осуществлению обучения закреплены в принципах и правилах их реализации и носят название дидактических принципов и правил.

Понятие «дидактический принцип» означает основное положение, определяющее содержание, организационные формы и методы учебного процесса, в соответствии с его целями и закономерностями. Под правилами обучения понимают руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны принципа обучения.

Правило – конкретное указание учителю, как нужно поступать в типичной педагогической ситуации. Принципы реализуются через правила обучения, которые являются средством реализации принципов. Ответа на вопрос как действовать правила почти не содержат, это обусловливает творческий характер их применения.

Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям, задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов. Многочисленны попытки современных исследователей разработать систему дидактических принципов.

Основополагающими и общепризнанными являются следующие принципы:

1) сознательности и ак тивности – собственная познавательная активность ребенка является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом;

2) наглядности обучения – информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она усваивается в памяти человека легко, быстро и прочно;

3) систематичности и последовательности – человек только тогда овладевает настоящим и действенным знанием, когда его мозг отражает четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий;

4) прочности – прочность усвоения материала зависит не только от объективных факторов, но и субъективного отношения к данному учебному материалу. Современные данные прочности знаний выявили факт более продуктивной работы непроизвольного запоминания перед произвольным;

5) доступности – связан с закономерностью возрастного развития учащихся и уровнем личностного развития. Обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний;

6) научности – предлагать для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания, использовать методы обучения приближенные к методам изучаемой науки. Мир познаваем и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную картину развития мира.

7) связи теории с практикой – основой данного принципа является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения жизни есть практика. Первая и основная точка зрения познания.

2. Методы и приемы процесса обучения

Основными категориями дидактического процесса являются педагогические средства, педагогические приемы и педагогические методы. Не каждое средство, прием или метод можно назвать педагогическим. Антипедагогическими могут считаться методы, приемы и средства, оказывающие насильственное влияние на личность, вредящие здоровью ребенка, увеличивающие страх, гнев, ненависть и разрушающие психическое здоровье.

В Законе об образовании сказано, что применение насилия над личностью ребенка недопустимо в процессе обучения и воспитания. Подобные действия могут преследоваться по закону и быть основой для лишения профессиональной принадлежности и гражданских прав.

Педагогическим средством, которым может воспользоваться учитель, являются все предметы, находящиеся в зоне образовательной среды: книги, тетради, учебники, методические пособия, наглядные пособия и др. Педагогические средства делятся на два вида: материальные и нематериальные. К нематериальным средствам относятся слово, жест, мимика, интонация и все формы взаимодействия.

Педагогический прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода, когда метод небольшой по структуре.

Педагогический метод – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В структуре методов обучения выделяются приемы, так как иногда очень трудно отделить прием от метода и наоборот.

В структуре метода выделяют объективную и субъективную части:

· к объективной части относят влияние общих дидактических положений, законов, закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности;

· субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, индивидуальными особенностями учащихся, конкретными условиями. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.

В традиционной классификации методов обучения выделяют три источника знаний: практика, наглядность, слово. В более позднее время к ним присоединились книга и видео.

В современной классификации выделяются уже пять групп методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео. Каждый из этих общих методов имеет модификации.

К практическим методам относят опыты, упражнения, учебно-практический труд.

К наглядным методам относят иллюстрации, демонстрации, наблюдение.

К словесным методам относят объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, инструктаж, лекцию, дискуссию, диспут.

К методам работы с книгой относят чтение, изучение, реферирование, просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование.

К видеометодам относят просмотр, компьютерное обучение, упражнение, контрольную деятельность.

У всех дидактических методов существуют вполне определенные функции: обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая, контролирующая. На основании функционального значения педагог выбирает необходимые приемы и методы из всего их многообразия.

Современная классификация методов обучения.

1. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П.Есипов):

· методы приобретения знаний;

· методы формирования умений и навыков;

· методы применения знаний;

· методы творческой деятельности;

· методы закрепления;

· методы проверки знаний, умений и навыков.

Эта авторская концепция классификации методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия.

2. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

· методы объяснительно-иллюстративные;

· методы репродуктивные;

· методы проблемного изложения;

· методы частично-поисковые;

· исследовательские методы.

Классификация методов по дидактическим целям:

· методы первичного усвоения материала;

· методы закрепления и совершенствования приобретенных знаний.

Классификация методов по Ю.К.Бабанскому:

· методы организации и осуществления учебно-педагогической деятельности (УПД);

· методы стимулирования и мотивации УПД;

· методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД.

Литература по теме

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989.

3. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.

4. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.

5. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.

6. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.

7. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21.

8. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И.Махмутов // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 91–101.

9. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001.

10. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: