Судебно-экспертная фотография

Как уже отмечалось, содержание судебно-экспертной фотографии со­ставляют в основном исследовательские методы. Они применяются пре­имущественно в лабораторных условиях, в том числе и при производстве криминалистических экспертиз. В судебно-экспертную фотографию наря­ду с общими методами входят специально разработанные для целей экс­пертного исследования. С их помощью не только выявляются, но и фикси­руются признаки, обнаруженные при использовании других технических средств (например, фотосъемка изображения, полученного с применением микроскопа).

В зависимости от особенностей объекта и задач, стоящих перед иссле­дователем, различают следующие виды судебно-экспертной фотографии:

1) выявление и исследование деталей и признаков, которые по своей величине недоступны обычному зрению (например, микроскопически ма­лого рельефа в следах, возникших на пуле при выстреле; в следах, остав­ленных орудием преступления);


§ 4. Судебно-экспертная фотография



2) выявление и исследование в объектах различий, невидимых невоору­женным глазом (например, анализ подделки в документе, прочтение зали­тых или угасших текстов, выявление копоти выстрела).

Для выполнения указанных задач используют следующие методы: а) фотосъемку с непосредственным увеличением, б) фотографическое из­менение контрастов, в) фотосъемку в невидимых лучах.

Фотосъемка с непосредственным увеличением позволяет получить уве­личенное изображение объекта при его фотографировании.

Различают два способа такой съемки: макро- и микрофотосъемку. Предпринималось немало попыток разграничить эти понятия и дать опре­деление каждому из них. Наиболее удачным представляется следующее.

При макрофотосъемке изображение объекта в натуральную величину или с некоторым увеличением проецируется на негатив с помощью объек­тива фотоаппарата или специального короткофокусного микрофотообъек­тива1. Она осуществляется обычными фотоаппаратами, имеющими двой­ное или тройное растяжение меха, т. е. позволяющими удалять объектив от негативного фотослоя на 2—3 фокусных расстояния.

При микрофотосъемке изображение объекта образуется оптической сис­темой микроскопа. Существует ряд моделей микрофотоустановок, в кото­рых микроскоп и фотографическая часть составляют одно целое. К их чис­лу относится универсальная установка ФМН-2.

Наряду с установками есть и различные микрофотонасадки, которые с помощью переходных колец можно укрепить на тубусе любого микроскопа. Такие насадки очень удобны, так как позволяют наблюдать через особый окуляр изображение, видимое в микроскоп, и в любой момент фотографи­ровать его. Имеются фотонасадки, предназначенные для бинокулярных стереоскопических микроскопов. С их помощью получают стереоскопиче­ское изображение объекта.

Фотосъемка при микрофотографировании производится либо на кино-, фотопленку, либо на пластинки, что зависит от конструкции установки или насадки (рис. 12.14). Фотоматериалы подбирают высокочувствитель­ные с большой разрешающей способностью.

Важное значение при микрофотосъемке имеет освещение объектов. Прозрачные объекты фотографируются на просвет, а непрозрачные — как правило, в отраженных лучах. В зависимости от характера объекта и целей съемки освещение может быть вертикальным (съемка пересекающихся штрихов) или косо падающим (съемка трасс в следах). Окрашенные объек­ты для повышения контраста снимаются со светофильтрами или методами цветной фотографии.

Выбор увеличения, как и при визуальном микрокопировании, зависит от характера объекта и целей исследования. Следы пальцев рук, оттиски печати и штампа, тексты, отпечатанные на пишущей машинке, фотографи­руют с увеличением в 4—5 раз. Следы на пулях и гильзах, следы разреза (разруба) и тому подобные — при увеличении в 10—20—30 раз, а волокна бумаги, картона, ткани, микроскопически малые включения (в пыли, в краске) — в 200—400 раз.

1 Термином «макрофотосъемка» в специальной литературе обозначают съемки в масштабе от 1: 5 до 20: 1, 30: 1, т. е. от пятикратного уменьшения до двадцати— тридцатикратного непосредственного увеличения объекта.


Рис. 12.14. Одна из моделей сравнительного микроскопа

Микрофотосъемка может проводиться в невидимых лучах спектра (ультрафиолетовых, инфракрасных). Для этих целей существуют специаль­ные микроскопы.

Фотографические методы изменения контрастов. Различают два вида кон­трастов: яркостный и цветовой. Под яркостным понимают различие объек­тов, одинаковых по цвету, но различающихся по его густоте (один светлее, другой темнее).

Разновидностью яркостного является теневой контраст, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их освещения. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы прочесть вдавленный текст, установить подчи­стку в документе, изучить микроскопический рельеф поверхности следа. Усиление теневого контраста позволяет правильнее передать форму пред­мета или отдельных его деталей, дать представление о материале поверхно­сти (фактуре). Чтобы выявить неровности поверхности объекта, его осве­щают направленными лучами, падающими под острым углом к фотографи­руемой поверхности (косо падающий свет).

Осветив след косыми лучами, направленными перпендикулярно к ли­ниям трасс, удается получить фотоснимок, наглядно отображающий рель­еф следа (рис. 12.15).

В иных случаях выявление теневого контраста не зависит от направлен­ности косо падающего света, например при беспорядочной взъерошенно-сти волокон бумаги, возникшей при подчистке текста.


Рис. 12.15. Фотосъемка трасс в следе разруба в косо падающем свете

К усилению яркостного контраста прибегают также при исследовании слабовидимых текстов (поблекших, удаленных). Это усиление может быть достигнуто: а) при самом фотографировании; б) при обработке фотомате­риалов; в) в процессе печати фотоизображений; г) приемами цифровой фотографии. Целью всех перечисленных способов является усиление ярко­сти одних деталей и ослабление яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга.

Для усиления яркостных контрастов в процессе фотосъемки прибегают к достаточно сильному освещению и используют фотографические мате­риалы с большей степенью контрастности.

Не довольствуясь усилением яркостного контраста только за счет выбо­ра фотоматериалов, иногда прибегают к обработке самих материалов (глав­ным образом при проявлении). Для этой цели могут быть использованы специальные контрастно работающие проявители. В других случаях прояв­ленные в обычных условиях негативы подвергаются дополнительной хими­ческой обработке.

При изготовлении фотоотпечатков яркостный контраст может быть уве­личен несколькими путями. Наиболее простой — применение особо- или сверхконтрастного позитивного фотоматериала. Другим способом является


Рис. 12.16. Цветоделительная фотосъемка документа с использованием инфракрас­ных лучей: вверху — документ, залитый тушью, снимок в видимом свете; внизу — тот же документ, сфотографированный в инфракрасных лучах

печать с нескольких совмещенных негативных изображений объекта. Для этого производят снимки на фотопленках. Накладывая их друг на друга, добиваются совмещения фотоизображений, а затем печатают проекцион­ным способом.

Усиление контраста может быть достигнуто методами цифровой фото­графии при компьютерной обработке полученного изображения. Подоб­ный прием повышает наглядность при выявлении невидимых и слабовиди­мых следов, исследовании залитых, зачеркнутых текстов, при восстановле­нии первоначального содержания документа.

К усилению цветового контраста прибегают в случаях, когда: а) необ­ходимо различить объекты исследования, имеющие один цвет, но разные оттенки; б) объекты различаются по цвету, но при обычном фотографиро­вании этого не усматривается; в) цвет одного объекта маскирует изображе­ние другого.

Усиление контраста достигается цветоделением или цветоразличением.

В судебно-экспертной фотографии цветоделение применяется в отно­шении различных объектов. При исследовании документов оно позволяет


§ 4. Судебно-экспертная фотография



устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отлич­ным от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачеркнутые тек­сты (рис. 12.16).

Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на одежде и других объектах. С его помощью могут быть установлены сле­ды близкого выстрела (опаление, копоть, порошинки), неразличимые в обычных условиях.

При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделяется за счет удаления (гашения) всех остальных. При цветоразличительной стре­мятся получить на фотоснимке передачу всех цветовых градаций объекта в виде различных участков почернения. Например, на ткани красного цвета имеются красные следы крови. При осмотре и фиксации в белом свете раз­личие в оттенке следов почти не наблюдается. Однако если исследовать объект в красных лучах, то удается установить различие между следами и фоном. Другой пример: на пожелтевшей бумаге имеется выцветший текст, выполненный синими чернилами. Фотографируя объект в желтых или си­них лучах, наблюдают усиление цветового контраста. В зоне желтых лучей штрихи будут представляться более темными на светлом фоне, а в зоне си­них лучей фон будет казаться более темным, чем штрихи. В обоих случаях достигается главная цель — увеличение цветового контраста. Как отмеча­лось выше, эта задача может быть решена с помощью цифровой фотогра­фии.

Чтобы получить изображение объекта в определенной зоне спектра, ис­пользуют светофильтры. Светофильтром называется окрашенная среда, из­бирательно поглощающая свет, т. е. пропускающая лучи определенной длины волны. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. В су­дебно-экспертной фотографии чаще всего применяются твердые фильт­ры — стеклянные, выпускаемые промышленностью в виде наборов (назы­ваемых каталогом цветного стекла), включающих более ста различных фильтров.

При цветоделительной съемке светофильтр обычно ставят перед объек­тивом фотоаппарата, а объект освещают достаточно сильным белым све­том. В соответствии с заданной при изготовлении характеристикой свето­фильтр пропускает лучи определенной зоны, задерживая все остальные. Таким образом на фотоматериале возникает изображение объекта в лучах определенной зоны спектра.

Немалую роль при этом играет выбор светочувствительных фотомате­риалов (пластинок пленок). Их подбирают с таким расчетом, чтобы они были чувствительны (сенсибилизированы) к свету, пропускаемому свето­фильтром.

Отметим, что в экспертной практике нередко приходится решать задачу одновременного усиления нескольких контрастов. Для успешной передачи всей гаммы объекта (цветоразличение) применяется цветная фотография. Для этого могут быть использованы цветографические материалы (для не­гативно-позитивного процесса) или обращаемые фотопленки. При исполь­зовании обращаемой пленки позитивное изображение получают прямо на ней (слайды). Иногда процесс обращения осуществляется в самом аппара­те (фотоаппараты класса «Полароид»).

Цветные снимки наклеивают на таблицы. Слайды изучают по изобра­жению на экране.



Глава 12. Криминалистическая фотография


Фотосъемка в невидимых лучах спектра (инфракрасных, ультрафиолето­вых, рентгеновских, (3- и у-лучах) широко распространена в судебной фо­тографии. Она позволяет выявлять и фиксировать особенности объектов, которые не удается различать при исследовании в видимой зоне спектра.

Фотосъемка в инфракрасных лучах (ИК-лучах) осуществляется с помо­щью обычных фотоаппаратов и объективов. Объект освещают светом ламп накаливания (200, 300, 500 Вт), в спектре которых много ИК-лучей. Перед объективом помещают плотный красный или инфракрасный светофильтр. Специальные инфрахроматические фотоматериалы, которые при этом ис­пользуют, чувствительны к ИК-лучам. На них указывается длина волны ИК-лучей, к которым они чувствительны в наибольшей степени (напри­мер, «Инфра-760»).

Изображение, наблюдаемое в ИК-лучах с помощью электронно-оптиче­ского преобразователя1, также может быть сфотографировано. Ввиду того что на экране электронно-оптического преобразователя создается видимое изо­бражение, оно может быть сфотографировано на обычных фотоматериалах.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах (УФ-лучах). К данному виду от­носится съемка люминесценции, вызванной УФ-лучами, и съемка в отра­женных УФ-лучах.

В первом случае УФ-лучи возбуждают видимую люминесценцию. Ис­точниками ультрафиолетового света являются ртутно-кварцевые лампы. Фотосъемка люминесценции может проводиться с помощью любого фото­аппарата, снабженного обычной (стеклянной) оптикой. Для того чтобы полностью задержать УФ-лучи, отражаемые люминесцирующим объектом, перед объективом помещают желтый светофильтр. Фотосъемку производят на обычных фотоматериалах, которые подбирают, ориентируясь на цвет люминесценции (рис. 12.17).

При съемке в отраженных УФ-лучах используют кварцевую оптику, ко­торая пропускает УФ-лучи. Перед объективом фотоаппарата ставят свето­фильтры, пропускающие УФ-лучи и поглощающие все остальные (УФС-2, УФС-3).

Съемку проводят на любых фотоматериалах, так как все они высокочув­ствительны к ультрафиолету.

Фотосъемка в УФ-лучах применяется для восстановления вытравленных, выцветших и смытых текстов, для прочтения тайнописи и других целей.

В экспертной практике используются современные универсальные уста­новки, позволяющие осуществлять фотосъемку как в инфракрасных, так и в ультрафиолетовых лучах.

При съемке в рентгеновских лучах объект помещается под источником рентгеновского излучения — на кассете, в которой находится специальная рентгеновская пленка. Вместо кассеты можно использовать конверт из черной плотной бумаги.

Пропуская через объект рентгеновские лучи, в пленке создают скрытое изображение просвеченного объекта (рис. 12.18). Обрабатывают ее обыч­ным способом (проявление, фиксирование, промывка). Подобным обра­зом производят съемку и в р- и у-лучах. Кроме изложенного контактного способа рентгенографирования используют также и фотосъемку изображе­ния, полученного с помощью рентгеновских лучей и наблюдаемого на эк­ране криптоскопа.

Об электронно-оптическом преобразователе см. гл. 10.





Глава 12. Криминалистическая фотография



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: