Судебное автороведение

Судебное автороведение содержит концептуальные основы установле­ния автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведе­ния человека.

Предметом автороведческой экспертизы является установление факти­ческих данных о личности автора при исследовании текста документа и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследования и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и проявляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки — лексико-фразеоло-гические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуаци­онные. Частные — устойчивые нарушения речи, использование определен­ных языковых средств и др.

Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный пе­речень этих признаков.

1. Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых харак­
теризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные зна­
ния, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их рас­
положение, заключение и т. п.).

2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных
предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов,
идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не
переводимых дословно на другой язык, например «тянуть канитель»);

б) лексические:

архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);

неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);

варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ;

профессионализмы — профессиональные термины и выражения (слу­жить на флоте, играть на театре);

диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из мест­ных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);

арготизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обо­собленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);


284 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке;

употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).

3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в ро­
де и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), син­
таксические, орфографические признаки.

4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):
поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направ­
ление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);

абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзац­ных отступов;

строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направле­ние, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков ме­жду строками;

наличие переносов слов, промежутки между словами;

особенности окончания строк;

обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);

подпись, дата (положение относительно текста).

5. Мелкие привычки письменной речи:
выделение отдельных частей текста;
приемы внесения исправлений в текст;
способ нумерации страниц, разделов, абзацев;
способ сокращения слов.

Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что ка­ждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллек­туальных навыков. Именно эти особенности являются основой для иден­тификации автора текста. К частным признакам языковых навыков отно­сятся: признаки орфографических, пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы; признаки лексико-фразеологических и синтак­сических навыков; признаки стилистических навыков. Кроме того, разли­чают признаки формально-логических навыков письменной речи, в том числе интеллектуальных навыков восприятия окружающей действительно­сти, аргументации, оценки, акцентуации и др. Объекты экспертизы фигу­рируют в виде текстов документов, относящихся к таким стилям письмен­ной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистиче­ский, научный. Это могут быть рукописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.

Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить мате­риалом для криминалистического исследования свойств и состояния автора. Исследуемый текст должен быть объемом не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилагательные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследования бывают пред­ставлены частными письмами, записками (обиходные); это могут быть объ­яснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (офи­циально-деловые); трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно-политическую тематику (публицистические); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).


§ 5. Судебное автороведение



Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи как идентификаци­онного, так и диагностического характера. К первым относятся: установле­ние (отождествление) автора текста определенного документа, отдельного фрагмента документа, нескольких документов. Решение этой задачи имеет существенное розыскное значение.

К диагностическим относятся: установление факта намеренного иска­жения письменной речи; фактов, относящихся к условиям создания текста документа; определение образовательного уровня; определение групповой принадлежности автора (его родной язык, место формирования языковых навыков, образование и т. д.).

Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от качества и объема сравнительного материала — свободных, экспериментальных и ус­ловно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, автором кото­рых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в качестве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значительного объема и опре­деленной направленности.

Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) долж­ны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлежности к опреде­ленному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речево­го обращения; д) по состоянию автора.

Экспериментальные образцы письменной речи, в отличие от образцов для исследования почерка, выполняются проверяемым лицом в форме са­мостоятельного сочинения, а не под диктовку или путем списывания, дабы в них проявились индивидуальные привычки пишущего. Сначала сочине­ние выполняется на тему, избираемую лицом самостоятельно. Следователь (судья) должен только указать форму письменной речи (бытовая, офици­альная и т. п.). Затем тема назначается следователем (судьей). Примерный объем сравнительного материала, представляемого на экспертизу: 25— 30 страниц свободных образцов и 25—30 — экспериментальных.

Условно-свободные образцы являются дополнительным сравнительным материалом. Это тексты собственноручных объяснений, показаний и т. п., выполненные после возбуждения уголовного дела.

Во всех случаях проведения автороведческого исследования эксперту не­обходимо сообщать следующие сведения (в постановлении, определении или специальной справке): 1) о месте, откуда был отправлен документ, где он был обнаружен; о предполагаемом времени его выполнения; об условиях выполнения (если есть основания предполагать необычность этих условий); 2) о личности проверяемого лица (пол, возраст, национальность, социаль­ное положение, образование, профессия, родной язык, место жительства, не страдает ли он психическими или иными тяжелыми заболеваниями, хро­ническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятель­ствам дела, создавался исследуемый документ; 3) если документ является частным посланием, адресованным конкретному лицу, то сведения об этом лице: социально-биографические данные; знаком ли он с предполагаемым автором документа, в течение какого времени, каков характер их взаимоот­ношений.

Экспертное автороведческое исследование складывается из четырех ста­дий: предварительное исследование; раздельное; сравнительное; оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуще-


286 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение

ствляется знакомство эксперта с материалами, устанавливается их доста­точность.

Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста исследуемого документа и текстов — образцов для сравнения, выявляются общие и част­ные признаки, устанавливаются уровень развития и особенности навыков: стилистических, синтаксических, лексико-фразеологические свойства и т. п.

На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и част­ных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпа­дение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, восклица­тельных предложений и т. п.) или различие.

Четвертая стадия — оценка результатов проведенного исследования. Причем методикой автороведческой экспертизы предусмотрены не только качественные, но и количественные критерии оценки общих и частных признаков. По результатам оценки формулируются выводы.

В случае отказа от решения вопроса эксперт должен четко изложить причины (недостаточный объем материала, несопоставимость документа и образцов и т. д.).


Глава 17. Технико-криминалистическое исследование документов

§ 1. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов

Кроме судебного почерковедения и судебного автороведения отраслью криминалистической техники является технико-криминалистическое ис­следование документов, в котором в зависимости от специфики объекта выделяют исследование:

полностью поддельных документов (исследование бланков);

документов, выполненных на печатных устройствах (исследование ма­шинописных текстов, кассовых чеков и т. п.);

оттисков печатей и штампов;

частично поддельных документов;

документов, снабженных средствами защиты от подделок.

В ходе этой деятельности могут быть решены следующие задачи.

1. Установление способа изготовления документа и его частей.

2. Отождествление:

конкретных предметов (пишущих машин, печатных форм, печатей, штампов, компостеров, кассовых аппаратов, пишущих приборов, принте­ров и т. д.);

целого по частям;

лиц, печатающих документ (идентификация личности по особенностям навыка).

3. Установление факта и способа внесения изменений в документ.

4. Установление скрытой информации — выявление залитых, замазан­ных текстов, восстановление сожженных документов и т. д.

5. Восстановление первоначального вида документа.

6. Определение времени изготовления документа.

Все эти задачи решают путем исследования следующих объектов:

официальные документы — документы, удостоверяющие личность, а также иные документы, свидетельствующие, например, о наличии или от­сутствии товарно-материальных ценностей, ведомости, больничные листы и т. п. (реквизиты: оттиски печатных форм, рукописные тексты, фото­снимки на документах, компостерные обозначения);

материал, на котором изготовлен документ (бумага, картон и т. п.), средства, с помощью которых он заполнен (графит карандашей, содержи­мое стержней шариковых ручек, тушь, чернила, различные красители и т. п.), вспомогательные вещества (клей, сургуч), а также вещества, ис­пользуемые для частичного или полного изменения документа (травящие вещества, растворители и т. п.);

технические средства и приспособления, используемые для изготовле­ния бланков официальных документов или их реквизитов (знакопечатаю-щие устройства, литеры шрифта, печати и штампы, орудия письма — авто-


288 Глава 17. Технико-криминалистическое исследование документов

ручки, карандаши, компостеры, перфораторы, орудия для уничтожения штрихов подчисткой и т. п.) либо для внесения изменений в ранее изготов­ленные документы;

нетипичные для данного вида экспертиз объекты, на которых могли ос­таться слабовидимые или невидимые записи (куски фанеры, ткань, кера­мика, деревянные крышки и т. п.);

сравнительные объекты — образцы, представленные на исследование лицом или органом, назначившим экспертизу, либо изготовленные экспер­том в ходе исследования.

До назначения экспертизы документы должны быть подвергнуты ос­мотру следователем. При этом необходимо придерживаться определенных правил осмотра, а именно:

а) бережное отношение к документам, в особенности ветхим. Для этого
следует документ поместить между двумя прозрачными стеклами (за ис­
ключением документов с вдавленными текстами, которые хранятся в ко­
робках). Особую осторожность необходимо соблюдать с сожженными
(обугленными и испепеленными) документами;

б) документы следует осматривать при оптимальном освещении (напри­
мер, осмотр документа в косопадающем свете в целях обнаружения следов
подчистки). Кроме искусственных осветителей при осмотре рекомендуется
использовать и другие технические средства, не влекущие за собой повреж­
дение документа (лупы, УФ-осветители, электронно-оптические преобра­
зователи, светофильтры и т. п.). Документы нельзя подвергать длительному
воздействию света, влаги, высокой температуры во избежание существен­
ных изменений их свойств;

в) в ходе осмотра изучается содержание документа, наличие или отсут­
ствие реквизитов, осматривается как лицевая, так и оборотная сторона до­
кумента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: