Политический кризис конца 1870- начала 1880-х годов

На рубеже 1870-1880-х годов в империи сложились острейшие социальные противоречия, характеризовавшиеся началом процесса распада сословной структуры общества. В стране начала развиваться система антиправительственных организаций, использующих индивидуальный террор в качестве метода борьбы с самодержавием. Масштабные социальные изменения затронули и дворянство, некогда социальную опору самодержавия. Процесс разорения дворянских поместий, в условиях бурного развития капиталистических отношений, набирал невиданную силу. Практический опыт проведения реформ был связан с нарастанием таких негативных особенностей, как обострение конфликтов земских управ, городских дум с губернаторскими администрациями. Российское самодержавие сталкивалось с невиданными вызовами, выражением которых стало убийство императора Александра II 1 марта 1881 года членами террористической организации народовольцев. Перед новым российским императором, старшим сыном Александра II, Александром III (1881-1894гг.) вставали достаточно сложные задачи: успокоение общественного мнения принятием строгих мер воздействия к террористическим организациям путем усиления репрессивного законодательства и опора на консервативные слои общества. Консервативные идеи выражал К.П.Победоносцева (1827-1905гг.) - обер-прокурора Святейшего синода, выступавший за возвращение к основным началам русской жизни, выраженным в триаде: православие, самодержавие, народность. Этот консервативный курс отразился и в новых нормативно - правовых актах, важнейшим из которых становился Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. В нем содержалось понимание самодержавной власти как ценности, которую нужно «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Укрепление самодержавия проявилось в нарастании чрезвычайных мер охраны государственного порядка в соответствии с «положением о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия». Положение давало дополнительные полномочия губернаторам регионов империи, где преступления против государственного строя принимают угрожающий характер, дополнительные полномочия по разгону любых собраний, закрытию любых учреждений и организаций. Эти мероприятия должны были способствовать успокоению общественного мнения. Данные мероприятия привели к разгрому народовольческих организаций, использующих индивидуальный террор в качестве средства борьбы самодержавием.

Контрреформы 1880- 1890-х годов

Другим направлением консервативного курса императора Александра III становились контрреформы – совокупность мероприятий государственной власти 1880-начала 1890-х годов, направленных на пересмотр и ограничение реформ 1870-1880-х годов. Причинами контрреформ становились следующие обстоятельства: подрыв главенствующего положения дворянского сословия в общественной и государственной жизни, произошедшее по причине отмены крепостного права, нарастание противоречий между обществом и властью, выразившиеся в подготовке народовольцами в второй половине 1870-начале 1880-х годов серии террористических актов на первых лиц империи, потребности молодой российской капиталистической системы в государственной поддержке, выражавшейся в нарастании к концу 1870-х годов протекционистских мероприятий самодержавия, направленных на поддержку отечественного производителя и его защиту от иностранной конкуренции, накопление противоречий в реализации великих реформ 1860-1870-х годов.

Одной из важнейших становилась Земская контрреформа 1889-1892 годов. Причинами данной контрреформы становилась целая группа обстоятельства: земские управы, получив в свои руки важнейшие экономические рычаги стали на столько, стали настолько самостоятельными и авторитетными среди населения, что их деятельность противоречила самодержавному верховному правлению. С другой стороны, местное дворянство лишалось контроля над земскими управами, где уже преобладали разночинные элементы, объединяемые в единую социальную группу- земскую интеллигенцию, проявлявшую непомерную общественную активность, с точки зрения самодержавия, выражавшуюся в подаче предложений для либеральных преобразований. Сущностью земской контрреформы становилось создание нового властного института на местах- участковых земских начальников, с возложением на них полицейско- судебных функций, что противоречило идее разделения административной и судебной власти. Земские начальники назначались губернатором региона из дворян, по представлению предводителя местного дворянства. Министр внутренних дел, по представлению губернатора по положению о земских участковых начальниках 1889 года получал право отменять любое постановление земской управы любого уровня. Изменено было и положение о земских управах 1864 год. Вместо цензовой системы комплектования состава членов земских управ был введен сословный принцип так, что представительство дворянства резко увеличилось. Таким образом, Положение о земских участковых начальниках 1889 года и Закон 1890 года об изменениях порядка избрания и полномочий земских органов самоуправления стали правовой основой ограничения функций органов местного самоуправления. В этом же направлении были изменены и основы городского самоуправления. В 1892 году было принято новое Городовое положение, взамен Городового положения 1870 года, Этот новый документ, регулирующий городское самоуправление, увеличивал имущественный ценз для избирателей в Городские думы с 3000 до 5 000 рублей. Таким образом, от участия в выборах в городах были отстранены представители мелкой и средней буржуазии. Все эти охранительные мероприятия должны были укрепить административную власть, укрепить позиции провинциального дворянства и усилить вмешательство самодержавного государства и его бюрократического аппарата во все сферы жизни российского общества. Особое значение в усилении этого правительственного контроля имело проведение судебной контрреформы. Самая низовая судебная инстанция на местах - мировые суды упразднялись. Это означало, что крестьяне с конца 1880-х годов за разбором своих дел должны были обращаться к земским участковым начальникам, наделявшимся судебными функции, что полностью ставило крестьян под контроль помещиков. Особо примечательным становился тот факт, что подать жалобу на земского участкового начальника, крестьянин мог съезду земских участковых начальников.

Таким образом, к концу ХIХ века многие прогрессивные начинания второй половины века: судебная реформа и реформа органов местного самоуправления были исправлены контрреформами. Российское самодержавие, стремясь сохранить свои властные полномочия и свою собственную социальную опору в виде российского дворянства, стремилось не допустить преобразований. Все же проекты либеральных преобразований оставались без внимания. Вместе с тем острые социальные противоречия и стремление русского самодержавия обеспечить поступательное развитие российской экономики, не могло отменить реформы 1860-1880-х годов. Проводило курс на всемерную поддержку отечественного производителя и ограждение его от иностранной конкуренции. Активные мероприятия государства обеспечили империи промышленный переворот 18880-90-х годов и небывалое развитие экономики страны, прочно вступившей на путь капиталистических, то есть товарно-денежных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: