Развитие системы государственного управления в 1930-1935 г.г

В 1929 году начинается стремительное увеличение штатов советского административно-государственного аппарата. Обеспечив ко второй половине 1920-х годов достижение довоенных и дореволюционных уровней производства по основным показателям в ключевых сферах национальной экономики, руководство СССР посчитало необходимым выбрать жесткую стратегию дальнейшего социально-экономического и политического развития страны. Для этого было принято решение реформировать государственное управление сельским хозяйством, провести коллективизацию в сельскохозяйственных районах и создать крепкую систему централизованного государственного управления колхозами. Реформированию подлежало управление промышленностью, строительством и транспортом, 1937 году был создан Экономический совет при Совмине СССР, заменивший Совет труда и обороны. Другим важным моментом для предотвращения экономического кризиса явилось обеспечение промышленности необходимой рабочей силой. В 1929 году начинает активно использоваться труд заключенных в исправительно-трудовые лагеря и спецпоселенцев, находящихся под административным надзором в определенных им местах пребывания. Уже в середине 1930-х годов силами заключенных начали строить Беломоро-Балтийский канал, Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, различного города индустриальные комбинаты, осваивать месторождения угля и золота. Таким образом, можно говорить о применении в широких масштабах внеэкономических методов управления.

Указанная нами сложившаяся в стране ситуация повлекла значительные реформы в системе государственных органов и учреждений. Страна по-прежнему еще оставалась аграрной державой, поэтому был создан народный комиссариат земледелия СССР, приступивший к созданию материально-технической базы колхозов, например, строительству машинно-тракторных станций. В области управления промышленной сферой в 1929 году был прият закон СССР о реорганизации управления промышленностью, после которого в составе Высшего совета народного хозяйства СССР было создано 33 отраслевых главных управления (главка) по переработке металла, по энергоснабжению (электричеству), по химической промышленности и т.д. К 1932 году эффективно и продуктивно управлять таким числом главков в системе ВСНХ СССР стало практически невозможным. ВСНХ СССР был реорганизован в три самостоятельных общесоюзных народных комиссариата: наркомат тяжелой промышленности, наркомат легкой промышленности и наркомат лесной промышленности. Отдельно создаются наркомат строительства СССР и наркомат пищевой промышленности СССР.

В транспортной сфере продолжает действовать общесоюзный наркомат путей сообщения СССР, но из него с мощным развитием железнодорожного, водного и авиационного транспорта, строительством крупных шоссейных и железнодорожных магистралей, строительством крупных речных каналов, строительством крупных речных портов и аэродромов, выделяются наркомат водного транспорта, главное управление воздушного транспорта при Совнаркоме СССР, главное управление шоссейных дорог. Наркомат труда сливается с профсоюзным аппаратом, и его функции переходят к Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов СССР.

Отказ от принципов НЭПа и появление директивных планов ускоренного и интенсивного экономического развития страны потребовали создание специального государственного органа, который будет заниматься планированием процесса индустриализации. В связи с реорганизацией Совета Труда и Обороны СССР в 1932 году Государственная плановая комиссия, ранее функционировавшая при данном совете, была подчинена напрямую Совнаркому СССР. Она действовала на правах самостоятельного народного комиссариата и сокращенно именовалась Госплан СССР. Начиная со второй пятилетки (1933-1937 г.г.) все последующих пятилетние планы государственного экономического развития реализовывались под её строгим контролем.

Серьезная государственно-правовая реформа проходит в системе правоохранительных органов. 15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». Официально это объяснялось тем, что эти наркоматы ведали большим количеством не только правоохранительных структур, например, милицией, но также и массой различных хозяйственных вопросов. На практике же государство стремилось сконцентрировать государственное управление в правоохранительной сфере в условиях нарастающих темпов коллективизации и связанными с этим недовольство населения. Поэтому одновременно с изданием постановления о ликвидации наркоматов внутренних дел ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», в соответствии с которым ОГПУ и его местным органам поручалось руководство и управление кадровым составом милиции и уголовного розыска, а также агентурной сети.

В мае 1931 года Совнарком СССР утвердил общесоюзное положение о советской милиции, которую вывели из под контроля местных советов как органов власти на местах и передали в состав ОГПУ СССР. В июле 1934 года был создан наркомат внутренних дел СССР, включивший в себя все силовые структуры страны кроме армии и флота. Именно на эти годы приходится создание системы исправительно-трудовых лагерей для лиц, приговоренных по суду к лишению свободы на срок свыше трех лет. Создается главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений лагерей в структуре НКВД СССР.

Государственно-правовая реформа, проводимая в условиях энергичного становления административно-командной системы и авторитарного режима, существенно коснулась деятельности прокуратуры и судебных органов. В декабре 1933 года ЦИК СССР утвердил Положение о прокуратуре СССР. Ей полностью передавался надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР, союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и всему союзному законодательству. Прокуратура при Верховном суде СССР была упразднена, таким образом Верховный суд СССР был лишен своей важной функции конституционного надзора. Вместо должности прокурора Верховного суда СССР была введена должность прокурора Союза ССР. Теперь прокуроры союзных республик были подчинены ему напрямую. Прокурор Союза ССР по должности был членом ЦК ВКП (б), а прокуроры союзных республик, краев, областей и городов являлись членами соответствующих центральных партийных инстанций, то есть напрямую подчинялись партийному руководству.

Что касается реформы судебной системы, то в 1930-м году были созданы в пределах областей и округов районные народные суды и городские районные народные суды, судьи которых избирались исполкомами советов сроком на один год. Областные суды для народных судов являлись кассационной инстанцией. Областной суд действовал в составе президиума, уголовного и гражданского отделов, судебного и кассационного отделений. В свою очередь Верховные суды союзных республик выступали как высшие кассационные инстанции. Таким образом, в стране была установлена трехзвенная или трехступенчатая судебная система.

Коснулись реформы также советской армии, которые интенсивно проводились в начале 1930-х годов наркоматом обороны СССР. При народном комиссаре обороны с 1934 года был учрежден Военный совет как совещательный коллегиальный орган. В 1935 году был учрежден Генеральный штаб Красной армии. Однако в армии и на флоте началась масштабная чистка командного состава, так как советское правительство и ЦК ВКП (б) стремились добиться полной лояльности армии политическому руководству страны. Сталин и его окружение опасались, что обострение социальной напряженности в стране после отказа от НЭПа может повлиять на лояльность армейского командования. Поэтому всех бывших офицеров царской армии уволили из советских вооруженных сил в краткий срок. Одновременно с этим в армию на командные должности назначали только членов коммунистической партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: