Уголовный процесс

Ряд значительных изменений произошел в области советского уголовно-процессуального права. Прежде всего, следует отметить то, что в начале 1930-х годов начинаются политические репрессии в отношении ряда общественных организаций и конкретных лиц, занимавших руководящие должности в правительстве, крупных ученых-экономистов, а также зажиточных крестьян, объявленных кулаками и врагами народа. Эти репрессии были связаны с переходом к широкомасштабной реконструкции советской экономики периода НЭПа, когда была проведена жесткая политика раскулачивания сельского населения, высылка в спецпоселения под административный надзор дворян, офицеров царской армии, чиновников дореволюционных государственных учреждений, представителей старой интеллигенции. Для вынесения подобных решений на местах создавались специальные внесудебные органы, которые назвались «тройками». В такие «тройки» входили секретарь партийного органа, прокурор и начальник местного подразделения НКВД. Тройки получили право рассматривать уголовные дела в упрощенном порядке и выносить по ним приговоры. Между тем, эти «тройки» не были закреплены в советском законодательстве. Особое совещание, которое также имело полномочие во внесудебном порядке рассматривать уголовные дела и выносить по ним приговоры, действовало и при самом наркомате внутренних дел СССР. Особое совещание применяло такие меры наказания, как ссылка на срок до пяти лет в отдаленные районы страны, заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком до пяти лет, высылка на срок до пяти лет под административный надзор с запрещением проживать в крупных городах и промышленных центрах СССР. В Особое совещание входили нарком НКВД, заместители наркома, уполномоченный наркомата по РСФСР, начальник главного управления милиции. В 1936 году Особое совещание получило права приговаривать виновных в государственных преступлениях на срок лишения свободы до 25 лет и к смертной казни.

Самым важным законодательным актов в области уголовного процесса явилось уже названное ранее Постановление ЦИК СССР «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» от 1 декабря 1934 года. Согласно этому документу следственным органом было предписано вести уголовные дела ускоренным порядком. Сроки следствия сокращались до 10 дней. Обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до суда. Дело рассматривалось без участия общественного защитника (адвоката). По решению Президиума ЦИК СССР не допускались кассационное обжалование приговора и подача ходатайства о помиловании. Если был вынесен приговор к высшей мере наказания (расстрелу), то приговор должен приводиться в исполнение немедленно после оглашения приговора.

Репрессии с этого времени стали развертываться в масштабах всей страны интенсивно, начались искусственные поиски врагов народа, в результате которых фальсифицировались уголовные дела, то есть последовали массовые нарушения законности. В июне 1935 года последовало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О порядке согласования арестов». Теперь все аресты производились только с согласия соответствующего прокурора. Разрешения на аресты крупных советских чиновников должны были быть предварительно согласованы с Президиумом ЦИК и Совнаркомом СССР. Разрешения на аресты членов партии предварительно согласовывались в высших партийных инстанциях.

В июле 1935 года вышло Постановление ЦИК и СНК СССР о снятии судимости с колхозников, которые были осуждены на сроки до пяти лет лишения свободы. Эта амнистия показывала, что классовая борьба в деревне завершилась победой коммунистической партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: