Государственный механизм в середине 1960-х – середине 1980-х гг

Государственный механизм в середине 60-х - середине 80-х годов XX столетия представлял из себя достаточно разветвленную сеть высших органов государственной власти. Одним из важнейших органов государственной власти являлся Верховный Совет СССР, структура и функции, которого устанавливались еще Конституцией 1936 года. Данный орган был высшим представительным и законодательным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик.

Высший руководящий орган Верховного Совета СССР – Президиум Верховного Совета СССР, председателями которого в этот период являлись: А.И.Микоян, Н.В.Подгорный, Л.И.Брежнев, В.В.Кузнецов, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко. Формально председатель Президиума Верховного Совета СССР считался президентом государства.

Верховный Совет СССР, как и ранее, состоял из 2-х палат Совета Союза и Совета Национальностей, но организационная структура этих палат в 1966 г. претерпевает изменения. Если ранее в первой из них было 4 постоянные комиссии, а во второй - 5, то в рассматриваемый период в каждой из палат создавалось по 10 постоянных комиссий. Позже к ним добавилось еще по 6 комиссий. Таким образом, и в той, и в другой палате функционировало по 16 постоянных комиссий (в том числе: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам, планово-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, строительству и промышленности строительных материалов, сельскому хозяйству, науке и технике, товарам народного потребления и торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, здравоохранению и социальному обеспечению, народному образованию и культуре, вопросам труда и быта женщин и охране материнства и детства, делам молодежи, охране природы и рациональному использованию ресурсов).

Дальнейшее развитие этого органа было отражено в новом Основном Законе СССР – Конституции СССР 1977 года. Согласно положений Закона срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а также устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - Совете Союза и Совете Национальностей - по 750 человек.

Кроме того, Конституция СССР 1977 года расширила круг полномочий Верховного Совета СССР. Полномочия по принятию Конституции СССР, внесение в нее изменений, принятию в состав СССР новых республик, утверждению образования новых автономных республик и автономных областей, утверждению государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении, образованию подотчетных ему органов Союза ССР осуществляются исключительно Верховным Советом СССР. Депутаты Верховного Совета СССР получили право запроса к руководителям всех органов, образуемых высшим представительным учреждением, - председателю Совета Министров СССР, министрам, к председателю Комитета народного контроля СССР, председателю Верховного Суда СССР, Генеральному прокурору СССР.

Высокую роль и значимость занимал высший исполнительный орган государства - Совет Министров СССР, существовавший с 1946 года. В его функции входила координация деятельности министерств, занимающихся управлением конкретными отраслями промышленности, сельского хозяйства и экономики.

Большую часть рассматриваемого периода, а именно с 1964 года по 1980 года, должность председателя Совета Министров СССР занимал А.Н.Косыгин. Под его руководством был выработан ряд продуманных комплексных мер, которые предусматривали развитие экономических методов управления промышленностью.

Реформа, проводимая под руководством А.Н.Косыгина, была направлена на усиление оперативной самостоятельности предприятий, которая достигалась через развитие хозрасчетных отношений, освобождение их от бюрократизма отраслевого аппарата. Реформой также предполагалось усилить роль и влияние трудовых коллективов в реальных экономических отношениях, прямых хозяйственных связях предприятий, развитии оптовой торговли, росте эффективности труда и роста его оплаты. Следует учесть, что процесс данной реформы шел в условиях сохранения командно-административных методов работы, приведя в итоге к не достижению поставленных целей.

Поскольку все органы государственной власти были пронизаны четкой партийной дисциплиной, то следует отметить высокую роль и значимость «на практике» Центрального комитета КПСС. Он был вершиной всех партийных инстанций страны. Все высшие должностные лица, руководители органов, были членами КПСС. Первым секретарем ЦК КПСС 14 октября 1964 года становится Л.И.Брежнев, а на XXIII съезде КПСС в 1966 году Л.И.Брежнев становится и генеральным секретарем ЦК КПСС. 12 ноября 1982 года новым генеральным секретарем ЦК КПСС становится многолетний руководитель КГБ (1967-1982) Ю.В.Андропов, с именем, которого связана попытка обновления всей системы управления страной. Последним руководителем ЦК КПСС периода застоя становится 13 февраля 1984 года К.У.Черненко.

Для всей системы государственной управления была характерна жесткая концентрация всех властных полномочий, распределение функций всех уровней органов государственной власти, тотальный контроль всех сфер жизни граждан и страны в целом.

Кроме того, в государственной структуре СССР существовали органы планирования – Государственная плановая комиссия при Совете Министров СССР. Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного был преобразован в союзно-республиканский орган. Законом также устанавливалось, что председатель Государственного планового комитета СССР входил в состав Совета Министров СССР. Со 2 октября 1965 года по 14 октября 1985 года данную должность занимал Н.К.Байбаков.

Главной задачей Госплана СССР с конца 60-х годов до ликвидации его в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны. Аналогичные комиссии создавались при всех правительствах союзных республик.

Советское руководство во главе с Л.И.Брежневым и А.Н.Косыгиным взяло курс на сворачивание реформ Н.С.Хрущева, которые к середине 60-х годов показали свою не состоятельность. Это затронуло, в том числе, и ликвидацию Советов народного хозяйства, созданных в 1957 году. Руководством отмечалось, что Совнархозы не могли оперативно решать поставленные задачи и являлись лишними звеньями между органами по планированию и промышленными предприятиями. В сентябре 1965 года партийным руководством страны было принято решение об отказе от территориальной системы управления промышленностью и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные ранее в ходе реформы экономические районы были упразднены, вместе с ними были ликвидированы советы народного хозяйства всех уровней и восстановлены промышленные министерства.

Рассматривая систему Советов указанного периода, следует отметить, что в ноябре 1964 года была восстановлена единая система Советов, промышленные и сельские Советы были объединены. Прекратилось деление районов на промышленные и сельские и восстановлены единые районы, Советы, которые подчинялись единым краевым и областным Советам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1978 г. «Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов народных депутатов», "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов народных депутатов", Законом СССР от 25 июня "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" укреплялось положение местных Советов, повышался их авторитет.

В рассматриваемый период большое значение придавалось развитию связи Советов с населением, основными формами которой являлись, прежде всего, депутатские группы и депутатские посты.

Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Территориальные депутатские группы создавались для совместной работы среди избирателей депутатов, избранных от смежных избирательных округов. Производственные депутатские группы создавались в трудовых коллективах, где работали несколько депутатов одного или разных Советов. Правовая природа, задачи и компетенция депутатских групп определялись специальными положениями. Депутатские группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов.

Депутатские посты образовывались на подведомственных местному Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли оперативный контроль за ходом выполнения решений Совета и его органов, а также за работой, требовавшей особого внимания на конкретном участке или объекте.

Правоохранительные органы 60-х – 80-х годов XX столетия претерпели существенные изменения. Причинами тому были реформы, проводимые в 50-х годах и вызвавшие рост преступности в СССР в начале 60-х годов - либерализация уголовного законодательства, свертывание функций правоохранительного аппарата и его сокращение в целом без учета насущных потребностей общества, передача ряда правоохранительных функций общественным формированиям, не готовым к их осуществлению.

Со второй половины 60-х годов намечается осуществление комплексных мер по укреплению ОВД и правопорядка в стране. Так, 26 июля 1966 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР», которое возглавил бывший второй секретарь ЦК компартии Молдавии Н.А. Щелоков. 25 ноября 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних дел СССР, что более полно отражало характер фактически выполняемых задач.

Рядом партийных решений, а также приказами МВД СССР предусматривались меры по реорганизации структуры Центрального аппарата МВД. Это нашло свое отражение в феврале 1969 года, когда вместо упраздненного Главного управления милиции были образованы самостоятельные подразделения: Главное управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности, Управление автомобильной инспекции и другие. Аналогичная реорганизация была проведена в МВД союзных республик.

Занимавший долгое время высокие партийные посты новый министр Н.А. Щелоков проводил, в рамках действующей идеологической концепции, твердый курс на усиление государственного и партийного руководства во всех структурах МООП.

Со второй половины 1960-х годов обновляется нормативно-правовая база деятельности милиции. Так, были приняты 18 февраля 1966 года Советом Министров Типовое положение о вневедомственной охране при органах милиции, а 23 июля Постановление «О мерах по усилению борьбы с преступностью». Этим постановлением вводилась повышенная административная и уголовная ответственность за хулиганские действия, учреждался гласный административный надзор за рецидивистами, а также лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Основной задачей милицейских подразделений в текущие годы по-прежнему являлась борьба с уголовной преступностью и деятельность по поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах страны. Именно поэтому не ослабевал поиск наиболее эффективных мер по совершенствованию патрульно-постовой службы. Особенно активно эта работа стала проводиться со второй половины 60-х годов. В 1966 году в крупных городах появляются новые формирования патрульно-постовой службы – специальные моторизованные части милиции. Общая численность военнослужащих в милицейской форме превышала 10 тыс. В дальнейшем служба подобных частей была организована более чем в 50-ти городах.

В 1967-начале 80-х годов формировалась ночная милиция, пришедшая на смену сторожам и бригадирам обходных постов вневедомственной охраны. Совместно со специализированными моторизованными частями милиции и подразделениями ночной милиции патрульно-постовую службу несли строевые подразделения наружной службы органов внутренних дел и подразделения транспортной милиции. Достаточно эффективным новшеством в организации ППС явилось введение новой тактики действия, которая получила наименование единой дислокации.

Качественные изменения в организации работы патрульно-постовой службы привнес принятый в 1974 году Устав ППС. Кроме того, эффективность работы была связана с принятием и с созданием передвижных пунктов милиции. Данные подразделения эффективно применялись на территории значительно удаленной от дислокации органов внутренних дел.

Основными подразделениями, призванными на практике способствовать профилактике и снижению уровня пьянства, были медицинские вытрезвители, возникшие при органах внутренних дел. В апреле 1967 года Указом Президиума Верховного Совета СССР органам милиции вменяется в обязанность направление материалов в суды в отношении злостных пьяниц-дебоширов и лиц, страдающих алкоголизмом, для которых создается сеть лечебно-трудовых профилакториев.

Важным подспорьем сотрудникам милиции в деле охраны общественного порядка являлись создаваемые в начале 70-х годов на базе ЖЭК опорные пункты милиции. К работе в них под руководством участковых инспекторов привлекались дружинники, председатели домовых комитетов и товарищеских судов.

Серьезную помощь в борьбе с преступными элементами в городах и населенных пунктах страны оказывали и паспортные аппараты. С образованием союзно-республиканского министерства возникла достаточно стройная система, включающая паспортные отделы, отделения, столы городских и районных органов внутренних дел. Именно эта служба помогала обнаружить и задержать лиц, проживающих по фальшивым документам или пытавшихся незаконно получить паспорт или прописку.

Наиболее сложные и ответственные задачи на все подразделения милиции, внутренние войска и учебные заведения МВД возлагались в период службы по охране общественного порядка в ходе проведения массовых мероприятий. Хорошим примером тому служит, проводимая Олимпиада-80 в Москве. К ней долго и основательно готовились правоохранительные органы.

Практическое осуществление задач по поддержанию общественного порядка и предупреждению преступлений возлагалось и на Государственную автомобильную инспекцию, основные задачи и направления деятельности которой были изложены в Постановлении Совета Министров СССР в ноябре 1967 года «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».

В марте 1974 года в аппаратах уголовного розыска ОВД образована самостоятельная профилактическая служба. В ее состав входили под­разделения профилактики МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел, подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних и участковые инспектора милиции. Общие задачи профилактики преступлений МВД СССР ставило и перед другими службами – ОБХСС, ГАИ, ППС, а также учебными заведениями МВД.

Одной из важнейших функций всей правоохранительной системы СССР, начиная еще с 1920-х годов, являлась борьба с расхитителями социалистической собственности. Работа по предупреждению и пресечению этой категории преступлений продолжалась и в период 60-х-80-х годов. Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 года, хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах предусматривало применение даже смертной казни. Ключевую роль в пресечении и выявлении подобных преступлений занимали отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС).

В начале 70-х годов намечаются серьезные меры в данном направлении. В крупных органах внутренних дел началось преобразование отделов БХСС в Управления, совершенствовался институт внештатных сотрудников. Для проведения анализов, экспертиз и консультаций активно привлекались специалисты народного хозяйства-товароведы, бухгалтеры, финансисты, технологи, экономисты, инженеры. В целях большей эффективности в работе, служба БХСС стала строиться по объектово-отраслевому принципу. В 1974-1975 гг. по инициативе ОВД на ряде предприятий министерств легкой и пищевой промышленности, промышленного производства и в самих министерствах, были созданы внештатные специальные службы (отделы, лаборатории) по изучению и устранению причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

С 1983 г. милиция сосредоточила свои усилия на борьбе с так называемой «беловоротничковой» преступностью. Аппараты БХСС перестроили свою работу по линейно-отраслевому принципу.

Определяющим звеном в деле успешного выполнения стоящих перед ним задач являлись кадры. Неслучайно, каждый из вновь назначенных руководителей ведомства, различных управлений и департаментов свою деятельность начинал с решения кадровых вопросов. В самые трудные для министерства периоды кризисов, социальных потрясений, неудач кадровая проблема всегда выходила на первое место. Здесь следует отметить, что партийное руководство Советского Союза уделяло кадрам МВД самое пристальное внимание. Прежде всего, постоянно контролировалась партийно-комсомольская прослойка рядов ОВД, социальное происхождение сотрудников. Главными критериями отбора в органы во всех партийных документах и инструкциях определялись политические и деловые качества, верность делу партии и народу. Принятое в ноябре 1968 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР Постановление «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции» предусматривало самые серьезные меры по улучшению кадрового состава милиции. Оно явилось следствием серьезных недостатков в деятельности МВД и, в том числе, в работе с кадрами. Прежде всего, был недостаточный по существовавшим критериям процент коммунистов и комсомольцев среди личного состава. К 1965 году он не превышал 65%. В этот же период лишь 12,6% начальствующего состава милиции имело высшее образование, а юристы высшей квалификации составляли всего 9%. Со средним юридическим образованием работало 18,5% милицейских начальников. Среди рядового и сержантского состава лишь 11,7% окончили среднее учебное заведение.

Нехватка специалистов с высшим и средним образованием ощущалась во всех ведущих службах: уголовном розыске, следствии, БХСС, службе участковых инспекторов.

В первую очередь стали создавать устойчивую сеть высших учебных заведений и расширять количество средних школ и училищ, курсов переподготовки, учебных центров.

Оценивая период развития МВД СССР конца 60 – начала 80-х годов необходимо отметить, что, как и раньше главной задачей всех его органов являлась борьба с преступностью и поддержание правопорядка в стране. Значительной особенностью этой многогранной и трудной работы, безусловно, являлось массовое привлечение к ее проведению трудовых коллективов, общественности и молодежных организаций.

Как и раньше, особое внимание уделялось вопросам профилактики преступлений и усилению роли ДНД в поддержании правопорядка. Принятыми ранее постановлениями от 5 ноября 1958 года «О повышении роли общественности в борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка» и от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», закладывалась основа формирования по всей стране добровольной народной дружины. По официальной статистике уже в 1959 г. их насчитывалось 84 тыс., где было объединено до 2,5 млн дружинников. В 1962 г. в СССР функционировало более 130 тыс. дружин, объединявших в своих рядах не менее 4 млн. человек. К 1967 г. насчитывалось более 6,5 млн. дружинников.

Согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 20 мая 1974 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» к задачам ДНД относилось: охрана прав и законных интересов граждан; охрана общественного порядка; активное участие в предупреждении и пресечении преступлений; охрана социалистической собственности; участие в работе по воспитанию советских людей в духе уважения законов и правил социалистического общежития.

Местные власти под руководством партийных органов взяли на себя работу по развитию инициативы граждан, возглавив непосредственно деятельность общественных формирований. Задачей милиции при этом являлось оказание методической помощи дружинникам, обучение методам работы по охране правопорядка.

В 1984 году Политбюро ЦК КПСС в связи с 25-летней годовщиной образования ДНД, поставила перед своими первичными организациями задачи по обеспечению дальнейшего расширения участия трудящихся в охране общественного порядка и социалистической собственности. Особое внимание уделялось укреплению взаимодействий милиции и дружинников. Для осуществления этой задачи во многих горрайорганах выделялись специальные сотрудники. Проводились обмен информацией, совместные совещания и семинары работников милиции и командиров ДНД.

Серьезное внимание высших органов власти было обращено на развитие и такой формы участия граждан в обеспечении правопорядка, как товарищеские суды, играющие большую роль в профилактике правонарушений.

Товарищеские суды являлись выборными общественными органами, которые действовали в дополнение к государственным судебным органам и преследовали цель исправления человека силами коллектива, в котором человек находился на работе или по месту его жительства. Товарищеский суд был призван «содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей».

Разнообразие форм участия общественности в охране правопорядка породило потребность координации их работы как между собой, так и с государственными органами, что предопределило возникновение общественных пунктов охраны порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: