1. Понятия А и В называются равнозначными, если объемы этих понятий состоят из одних и тех же элементов.

А, В
Например, понятие "Луна" (А) и "естественный спутник Земли" (В) являются равнозначными.
2. Понятие В подчиняется понятию А, если объем В является собственным подмножеством объема А.


В А
Например, понятие "студент" (В) и "человек" (А); "историк" (В) и "гуманитарий" (А) и т.п.
3. Понятия А и В находятся в отношении перекрещивания, если они совместимы и имеют элементы объема понятия А, не являющиеся элементами объема понятия В, и элементы объема понятия В, не являющиеся элементами объема понятия А.
Например, "студент" (А) и "спортсмен" (В); "женщина" (А) и "красивый человек" (В) и др.
Виды несовместимости
1. Понятия А и В называются соподчиненными, если существует третье понятие С, такое, что А подчиняется С и В подчиняется С, и существует элемент объема понятия С, который не входит ни в объем понятия а, ни в объем понятия В.

C

А В
Пример: "студент" (А), "школьник" (В) и "учащийся" (С). Понятия А и В подчиняются понятию С, так как студенты и школьники являются учащимися, но есть еще учащиеся, например, аспиранты, которые не являются ни школьниками, ни студентами.
2. Противоречащими называются понятия А и В, если существует третье понятие С, такое, что А подчиняется С и В подчиняется С и не существует такого элемента объема С, который бы не был элементом объема понятия А или элементом объема понятия В.
![]() |
С
А В
Пример. Понятия "монархия" (А) и "республика" (В) являются противоречащими понятиями, потому что они не совместимы и оба подчинены понятию С – «форма правления государства", и никакой третьей формы правления нет.
3. Понятия А и В находятся в отношении противоположности, если А и В соподчинены третьему понятию С и представляют собой крайние степени выраженности некоторого качества.
![]() | ![]() | ||
С
А В
Пример. Если понятием С будет "цвет", то А – это "белый цвет", а В – "черный цвет"; если С – это понятие "человек", то А – это "мудрец", а В – "глупец".
3.5. Упражнения
1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.
2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:
а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;
б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.
3. Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.
4. Определите отношение между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем:
1) населенный пункт, город, станица, деревня, поселок, районный центр;
2) литературное произведение, драма, стихотворение, роман, поэтическое произведение, комедия;
3) мужчина, сын, отец, дедушка;
4) хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков;
5) адвокат, юрист, прокурор, следователь, офицер, полковник МВД, капитан I ранга;
6) республика, федеративная республика, государство, монархия, парламетарная монархия;
7) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, хулиганство, оскорбление словом, избиение.
5. Определите, соответствуют ли понятия и схемы друг другу?
1). время (А), минута (В), секунда (С), час (Д)
![]() |
2) преступления (А), взятка (В), грабеж (С)
![]() |
3) учебное пособие (А), книга (В), таблица (С), таблица (Д)
![]() |
4. Рота (А), взвод (В), отделение (С)
![]() | ![]() | ![]() |
5. Автомобиль (А), автомобиль «Жигули» (В), автомобиль «Жигули» синего цвета (С).
![]() |
6. Свидетель происшествия (А), виновник происшествия (В), водитель автомобиля (С), пешеход (Д)
![]() | |||
![]() | |||
Определение – логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления входящих в него признаков.
Например, республика- форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются всеобщим голосованием, либо формируется общенациональными представительными учреждениями.
Любое определение: 1. Отличает предметы, входящие в объем данного понятия от всех остальных предметов; 2.раскрывает сущность предмета.
4.1. Виды определений.
1. Номинальные и реальные.
Номинальным называется определение, создающее содержание вновь вводимого понятия.
Например, определение: «Коллективные образования как субъекты гражданского права именуются юридическими лицами» – номинальное, так как здесь впервые вводится смысл термина «юридическое лицо».
Реальным называется определение такого понятия, о содержании и объеме которого мы имеем представление до этого определения.
Реальным является определение Платоном понятия «человек»: «Человек- это животное двуногое и бесперое». Платон перечислил признаки, которые, по его мнению, позволяли отличить человека от всех остальных животных.
2. Явные и неявные.
Явным называется определение, которое имеет форму равенства: А=df B или может быть приведено к ней.
Явное определение имеет структуру:
a) Равенство в целом называется определением, - definitia.
b) Понятие, которое подвергается определению, называется определяемым понятием. В данном случае, это понятие – А – definiendum.
c) Понятие, при помощи которого определяется другое понятие, называется определяющим – понятие В- definiens.
Большая часть определений, которыми занимается логика, относятся к числу явных.
Неявное определение – это определение, которое не имеет формы равенства А = df В, где А –определяемое понятие.
Например, содержание понятий «точка», «прямая», «плоскость» в евклидовой геометрии задается аксиомами этой системы геометрии.
Аксиоматическими называются определения, в которых содержание понятий задается системой аксиом, в которых это понятие встречается.
Другой пример: операция возведения в квадрат в арифметике определяется контекстуально: а2= а х а
Контекстуальным называется определение, в котором некоторый контекст использования определяемого понятия приравнивается к другому контексту, в который определяемое понятие не входит.
Третий вид неявных определений – остенсивные –определение осуществляется путем прямого указания на предмет, входящий в объем данного понятия.
Недостаток их заключается в том, что они не фиксируют значения термина отчетливо.
Например, если ребенок спрашивает нас, что такое лошадь, мы показываем ему лошадь на улице или в цирке и говорим ему: «Это- лошадь».
Остановимся подробнее на явных определениях.
Большинство явных определений принадлежит к числу родовидовых,то есть определений через ближайший род и видовое отличие.
Видовым отличием называется признак, при помощи которого из данного рода выделяется некоторый его вид.
Родовидовым называется определение через род и видовое отличие.
А=df В и С, где А- определяемое понятие, а В и С –определяющее понятие, В- обозначает род, а С- видовое отличие.
Пример: “ Преступление есть предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние”, где роль А играет понятие “преступление”, “В”-деяние, “С”- предусмотренное уголовным законом общественно опасное”.
4.2. Правила определения.


















