Построение диаграмм скоростей и ускорений

Диаграмма скорости точки D v(t) (или v(φ))строится путём графического дифференцирования кривой перемещения ѕ(t). Графическое дифференцирование будем вести методом касательных. Этот метод заключается в следующем. Под диаграммой ѕ(t) проводим новую систему координат v(t) или v(φ). На продолжении оси Оφ влево строим отрезок ОР1. Он строится следующим образом: по оси v откладываем катет прямоугольного треугольника равный 100-120 мм (точка 10΄΄ на рис. 24). Второй катет (ОР1) на оси Оφ отсекается прямой, которая параллельна наиболее крутой касательной (а-а). Эта касательная проходит через точку перегиба графика S(φ) (в нашем примере это точка 10΄), а на диаграмме v(φ) проходит через точку 10΄΄ оси ординат.

Касательная отсекает на оси Оφ отрезок ОР1 (в нашем примере он равен 45мм и обозначен Н1).

В точках 1´, 2´, 3´… кривой проводим касательные к кривой ѕ(φ). Через Р1 проводим лучи, параллельные соответствующим касательным. Эти лучи отсекут на оси Оv отрезки 0-1´´, 0-2´´, 0-3´´ … пропорциональные аналогам скоростейв соответствующей точке диаграммы.

Полученные отрезки откладываем на соответствующих вертикальных прямых диаграммы v(φ). Соединяя точки 11´´, 0´´, 1´´, 2´´, 3´´ … и т.д. плавной кривой, получаем диаграмму v(φ) (рис. 24).

Определим масштаб кинематической диаграммы v(t). Т.к. угловая скорость кривошипа постоянна, то значение скоростей для графиков v(t) и v(φ) при выбранных нами масштабах μt и μφ будут одинаковые:

для v(t): ,

для v(φ): .

Рис. 24. Построение графика скорости точки D

Диаграмму w(t) строим аналогично. Под графиком v(φ) проводим новую систему координат w(t) или w(φ) и на продолжении оси Оt влево строим отрезок ОР2, аналогично построению отрезка ОР1 диаграммы скоростей (в нашем примере длина ОР2 равна 20мм и обозначается Н2). Все остальные действия по построению графика w(φ) остаются теми же, что и для диаграммы v(φ).

Рис. 25. Графическое дифференцирование методом касательных.

В точках 1´´, 2´´, 3´´, 4´´… кривой проводим касательные к v(φ), а через точку Р2 лучи, параллельные проведённым касательным. Эти лучи отсекут на оси Оw отрезки 0 – 1´´´, 0 – 2´´´, 0–3´´´, 0-4´´´ … пропорциональные аналогам ускоренийв соответствующей точке диаграммы. Полученные отрезки откладываем на вертикальных прямых диаграммы w(φ). Соединяя точки 11´´´, 0´´´, 1´´´ … и т.д. плавной кривой, получаем диаграмму w(φ) (рис. 25).

Определим масштаб диаграммы w(t).

.

Таким образом, мы определили линейные скорости и ускорения шарнира D ползуна 5 при помощи метода кинематических диаграмм.

Необходимо сравнить результаты определения скоростей и ускорений ползуна 5, полученные двумя различными методами.

Для этого, с помощью масштабов находим истинные значения скорости ползуна 5 на планах скоростей VD и диаграмме V(t) и сравниваем их. Действительные скорости ползуна 5, определённые методом построения планов, берем из таблицы 4, а скорости, определённые методом диаграмм, рассчитываем по формуле:

(24)

где расстояния 1-1', 2-2', 3-3'… берутся с диаграммы скоростей. Результаты заносим в таблицу 10.

Максимальная относительная погрешность определяется по формуле:

(25)

и для инженерных расчётов не должна превышать 5%.

Аналогично определяется относительная погрешность для ускорений (табл. 11).

Таблица 10. Сравнение двух методов определения скоростей ползуна.

  № положения Скорости (м/с), определённые с помощью: Погрешности
планов скоростей кинематических диаграмм абсолютная, м/с относительная, %
0 (12)        
  0,875 0,852 0,023 2,63
  1,21 1,15 0,060  
  1,14 1,09 0,050 4,4
  0,876 0,863 0,013 1,48
  0,51 0,514 0,004 0,8
  0,212 0,207 0,006 2,8
  0,065 0,067 0,002 3,33
  0,421 0,422 0,001 0,2
  0,981 0,939 0,042 4,3
  1,77 1,69 0,080 4,5
  1,45 1,38 0,070 4,8
           

Для ускорений формулы (24) и (25) выглядят следующим образом:

(26)

где расстояния 1-1''', 2-2''', 3-3''' …берутся с диаграммы ускорений.

(27)

Таблица 11. Сравнение двух методов определения ускорений ползуна.

  № положения Ускорения (м/с2), определённые с помощью: Погрешности
планов ускорений кинематических диаграмм абсолютная, м/с относительная, %
  5,43 5,18 0,250 4,6
  2,08 1,98 0,100 4,85

Максимальная относительная погрешность ускорений не должна превышать 5%.

Максимальная погрешность скорости будет для 11 положения. Максимальная погрешность ускорений – для 5 положения.

Таким образом, произведён структурный и кинематический анализ рычажного механизма. Примеры оформления графической части первого листа курсового проекта по ТММ для механизма печного толкателя и механизма подъёма крышки напольно-крышечного крана представлены в приложении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: